Советы учителя- дефектолога

Особые дети обычных родителей: как растить ребенка с особенностями развития

Особые дети… Таким термином принято называть детей, чье развитие сильно отличается от нормы. И от появления в семье особого ребенка не застрахована ни одна семья. Сейчас масс-медиа все чаще привлекают внимание общества к жизни людей с ограниченными возможностями. Раньше семьи с детьми, страдающими разного рода нарушениями, были во многом предоставлены сами себе, жили замкнутой жизнью, общаясь в основном с врачами.

Проблема раннего детского аутизма (РДА) привлекает к себе большое внимание, которое находит реальное воплощение в создании для этих детей условий специального обучения и воспитания. По данным разных исследователей синдром раннего детского аутизма встречается в 3-6 случаях на 10 тысяч детей.

Аутизм – это неспособность формировать эмоциональные отношения с окружающими.  Симптомы аутизма проявляются уже в первый год жизни. У малыша отсутствует комплекс оживления, который есть у детей примерно с первого месяца, эмоционально он очень слабо реагирует на близких, вплоть до полного безразличия. Ребёнок-аутист не улыбается, «не даёт» контакта глаза в глаза, хотя обращает внимание на предметы. Эти дети слабо реагируют на различные зрительные и слуховые раздражители, они иногда кажутся глухими и слепыми.

Чем дальше, тем больше признаки аутизма пугают родителей. Эти дети очень боятся перемен: новые предметы, обстановка, люди вызывают у них тревогу, которая проявляется либо отсутствием контактов, либо истерикой, отказом что-то делать. То же касается и речи аутичного ребенка: либо он вообще не говорит, либо, как попугай, произносит что-то, не обращаясь ни к кому. Повторение одних и тех же действий, слов его успокаивает. Родителям кажется, что ребёнок не понимает и не запоминает, о чём они говорят. На самом деле это не так. Больной малыш может вспомнить, например, разговор между мамой и папой через несколько дней, недель, и даже способен передать его интонацию.

В трехлетнем возрасте у детей с аутизмом не происходит «революционное» развитие самосознания. Такой малыш не говорит о себе «я»: может продолжать говорить о себе в третьем лице или даже во множественном числе – «мы». Иногда в речи использует штампы (фразы из мультиков, рекламы). У таких детей задержано развитие осознания границ своего тела – бывает, уже в школьном возрасте ребенок, словно впервые, может часами рассматривать себя в зеркале, ощупывать тело.

Аутичный ребенок не очень хорошо понимает окружающие предметы, не понимает, что происходит вокруг, не осознаёт существование других людей. Ребенок не стремится к контактам с окружающими, не может или не хочет разделять людей, животных и неодушевленные предметы.

Если хотя бы что-то становится ему понятно — ребенок с РДА за это цепляется: отсюда появляются симптомы повторения одних и тех же движений (стереотипные движения пальцами рук, потряхивание и вращение кистями рук, ужимки, подпрыгивание, ходьба и бег на цыпочках).

Аутичные дети, а потом и взрослые, очень впечатлительны и руководствуются в своих редких контактах с окружающим миром целой системой страхов. Эти страхи впоследствии перерастают в запреты и самоограничения. Человек может бояться работающего телевизора или луча света на полу. Однообразные движения, характерные для больных, являются аутостимуляцией, компенсирующей нервное напряжение.

Ребенок с РДА может быть привязан к кому-то из близких, но не эмоционально, а «практически», особенно это проявляется, когда малыш долго не говорит, а мама выполняет все его молчаливые требования. При этом надолго задерживается развитие навыков самообслуживания.

Некоторые особенности детей с аутизмом сохраняют всю жизнь: педантично расставляют вещи в своем доме, опасаясь перемен. Они точно знают, где что лежит, и сердятся, если кто-то нарушит сложившийся порядок.

Именно страсть к упорядочиванию роднит детей с аутизмом с компьютером. В бездушной машине, общающейся при помощи знаков, многие дети с аутизмом видят единственное близкое существо. Способности к программированию у их налицо. Ребенку с аутизмом ничего не стоит за два дня выучить новый компьютерный язык, просто изучая исходные коды. Профессиональные программисты не дадут соврать: задача для обычного человека практически неразрешимая. Именно поэтому людей с аутизмом в последнее время стали широко использовать в компьютерных фирмах. Например, у Билла Гейтса, по разным данным, от 5 до 20% персонала — люди с аутизмом.

Что же делать?

Аутизм – очень сложное и разноплановое нарушение развития. Потому ограничимся общими рекомендациями. В каждом конкретном случае должны помогать специалисты (психиатр, психолог, врач, родители, воспитатели). Главное – это терпение, человечность, надежда на лучшее, вера в успех. Мы не можем «избавить» детей от их особенностей, потому должны научить их жить такими, какими они есть.

Для этого ребенок с аутизмом должен представлять себе будущую жизнь «практически», то есть распланированной. Нужно научить его общаться с другими людьми, обслуживать себя и проводить свободное время. Родители должны создать ребенку эмоциональный психологический комфорт, чувство уверенности и защищенности, а затем, постепенно, осторожно обучать новым навыкам и формам поведения.

Нужно понять, что ребенку очень сложно жить в нашем мире, поэтому нужно научиться наблюдать за ним, интерпретируя вслух каждое его слово и каждый жест. Это поможет расширить внутренний мир маленького человека и подтолкнет его к необходимости выражать свои чувства и эмоции словами.

Все проблемы аутичного ребенка нужно решать строго поэтапно, ставя перед собой ближние цели: «Помочь избавиться от страхов», «Научиться реагировать на вспышки агрессии и самоагрессии», «Подключать ребенка к общим занятиям».

Многие аутичные дети видят смысл деятельности, когда она тщательно распланирована. Так что наберитесь терпения и рассказывайте, какой будет распорядок дня, куда нужно сходить, что сделать, какую последовательность действий совершить, чем закончить.

Только в крепкой связке «родители – врач – педагог – психолог» можно решить целый ряд проблем аутичного ребенка. Все действия должны быть настолько слажены, чтоб ребенок чувствовал комфорт от узнаваемости, имел перед собой образ конечного результата каждого действия, учился взаимодействовать.

Важно не переусердствовать: даже обычный ребенок имеет право на время, проведенное в одиночестве. Не перегружайте ребенка своим вмешательством, давайте ему отдохнуть.

Семьи, воспитывающие детей с аутизмом, часто нуждаются в помощи, чтобы научиться жить с этой проблемой, верить в своего ребенка и помогать ему в развитии. А ребенку нужны специалисты – педагоги и психологи, чтобы составить и реализовывать индивидуальную развивающую программу.

по материалам сайта: https://lyceum1-lida.by/

свернуть

Что необходимо знать об аутизме. Что важно делать. Что не нужно делать.

Что необходимо знать об аутизме:

Аутизм не болезнь, это нарушение функционирования организма и развития. Аутизм нельзя вылечить — от него нет таблеток. Помочь может лишь ранняя диагностика, реабилитация и педагогическое сопровождение.

Уровень интеллектуального развития при аутизме может быть самым различным — от глубокой умственной отсталости до

феноменальной одаренности в науке, искусстве и спорте, от полного отсутствия речи до гиперобщительности.

Расстройство аутического спектра отмечено у многих известных людей.

Люди с аутизмом не опасны для окружающих. Более того, в незначительной степени аутические черты присутствуют у большинства людей, живущих

среди нас.

Если вы видите сильную истерику у чужого ребенка, не спешите с выводами о плохом воспитании, она может быть следствием специфических трудностей при аутизме.

 

ЧТО ВАЖНО ДЕЛАТЬ:

• Демонстрировать спокойное поведение;

• Дать понять родителям, что вы все понимаете;

• Предложить помощь;

• Убрать хрупкие и опасные предметы поблизости;

• По возможности успокоить других прохожих; и оградить ребенка от излишнего внимания.

 

ЧЕГО НЕ НУЖНО ДЕЛАТЬ:

• Критиковать родителей или ребенка;

• Что-то говорить или оказывать внимание ребенку. Это не поможет, но может усилить сенсорную перегрузку и истерику;

• Громко возмущаться ситуацией, привлекая внимание других;

• Вызывать скорую, милицию и прочие службы;

• Давать советы и задавать лишние вопросы родителям.

https://onedrive.live.com

свернуть

Быть отцом "особого" ребенка

В нашей стране проблема отцов в семьях с "особыми" детьми, увы, очень актуальна. Чувство ответственности за близких — часто и без того ослабленное у мужчин — порой совершенно гаснет в условиях кризиса, связанного с рождением больного ребенка. Отец уходит из семьи, и на плечи матери ложатся все заботы, связанные с уходом за малышом и с его материальным обеспечением.

Однако бегство отца — вовсе не закономерность. Когда на свет появляется "не такой" наследник, горюет не только мама — папа, как правило, чувствует ту же боль. Возможно, положение отца все же чуть легче — ведь основные тяготы, связанные с уходом за ребенком, достаются женщине, а у мужчины есть возможность ходить на работу, отвлекаясь от тяжелых дум. С другой стороны, папы менее склонны делиться своими переживаниями — многие молча страдают от горя и беспомощности, будучи не в состоянии просто поговорить с кем-либо. Их мучает невозможность вылечить ребенка или другим способом радикально улучшить ситуацию. Мужчине полагается действовать активно и "решать проблемы", но в этом случае "решить проблему совсем" и немедленно сделать малыша здоровым — нельзя. Это заставляет отцов чувствовать себя виноватыми и беспомощными, а порой отчуждает от семьи и вынуждает искать защиты от невыносимых переживаний.

Если вы — папа "особого" малыша

  • Помните: вы необходимы семье. Без вас жизнь ребенка (детей) и жены значительно осложнится, а многие виды лечения и реабилитации больного крохи могут оказаться и вовсе недоступными. Не бросайте своих близких в беде — сейчас вы нужны им как никогда!
  • Говорите с женой о своих чувствах. Не бойтесь рассказать ей о горе, страхе или чувстве вины, которые терзают вас. Станет легче, а разделенные переживания помогут вам с супругой почувствовать себя "одной командой".
  • Принимайте участие в уходе за ребенком, в его воспитании, в решении повседневных проблем. Возможно, поначалу вы будете чувствовать себя неловким и неумелым рядом с женой — это пройдет.
  • Участвуйте в решении бытовых и организационных проблем, чтобы у супруги было время отдохнуть и восстановить силы. В конечном счете, это поможет и вам: доведенная до измождения переживаниями и трудностями женщина вряд ли сможет уделять время и внимание мужу.
  • Не забывайте о том, что вы — муж и жена, а не только родители "особого" малыша. Вы по-прежнему любящие друг друга люди — и напоминать об этом супруге придется вам, поскольку у матерей есть склонность полностью погружаться в проблемы ребенка.
  • Ищите тех, кто знает, каково вам приходится. При многих организациях, оказывающих помощь детям с особенностями развития, есть родительские клубы — туда ходят не только матери, но и отцы. Общение с другими папами "особых" малышей даст вам возможность разделить свои чувства с людьми, которые их наверняка поймут.                 
  • https://www.7ya.ru
свернуть

Советы родителям, направленные на улучшение качества взаимоотношений с детьми

Что ни в коем случае не должны делать родители детей с расстройством аутистического спектра

Поведение, эмоции, мотивы родителей складываются в сложный комплекс методов и способов взаимодействия с ребенком.

На успешность отношений напрямую влияют чувства, семейные ценности, понимание ответственности, ожидания и надежды. Влияние фактора семьи на жизнь любого человека нельзя недооценивать.

А в случае семей, где дети с расстройством аутистического спектра, он играет ведущую роль.

Цель родителей — создать такой стиль воспитания, при котором раскроются способности и будут поняты будущие возможности.

Советы родителям, направленные на улучшение качества взаимоотношений

1. Не пренебрегайте личной психической гигиеной

Психическое состояние родителей оказывает существенное влияние на жизнь и здоровье ребенка. Неуравновешенность, неврозы, стрессы, травмы и т.п. препятствуют установлению контакта. Снижают внимание к нуждам ребенка. Не дают объективно оценить ни его потенциал, ни актуальные потребности. Доброжелательная атмосфера в семье существенно повышает шансы детей с аутизмом к адаптации в социуме.

Примеры:

а) Крики и ругань в семье могут напугать ребенка с расстройством аутистического спектра, вызвать у него истерику.

б) Раздражительность родителя повышает тревожность ребенка, вследствие чего он опять же больше склонен к срывам и больше уходит в себя.

2. Не отождествляйте себя с ребёнком

Слияние опасно как для родителей, так и для детей. При таком положении дел родитель болезненно воспринимает любое отклонение от ожиданий, которые он питает в отношении ребенка, переживает его неудачи как свои собственные. Ребенок под гиперопекой испытывает проблемы с приобретением навыков самостоятельного обслуживания, что в дальнейшем отрицательно скажется во взрослой жизни. Разумный подход в данном случае — обучение, а не обслуживание.

Примеры:

а) Ребенок с расстройством аутистического спектра не умеет завязывать шнурки: родитель должен неоднократно показать алгоритм, затем совместно осуществлять шнурование до тех пор, пока ребенок не научится сам, плохим вариантом будет делать это за ребенка постоянно.

б) Ребенок не умеет посещать магазин и делать покупки: обучайте его методом мелких шажков — сперва научите брать один нужный продукт, затем несколько, потом покажите процесс оплаты покупок, отправьте за продуктами или вещами по списку, обязательно будьте на связи (вдруг у ребенка возникнут вопросы).

3. Не забывайте о необходимости самообразования

Регулярное чтение научных работ специалистов в области расстройства аутистического спектра, личных блогов и форумов родителей, воспитывающих таких же детей, может быть полезно. При этом важно помнить, что необходим системный подход, а не хаотичное перебирание различных вариантов на основе чужого положительного опыта. В первую очередь нужно ориентироваться на вашего конкретного ребенка и его характеристики.

Примеры:

Не копируйте слепо чужие способы воспитания, понаблюдайте за вашим ребенком и найдите действенные для него методы.

4. Не игнорируйте сильные стороны ребёнка с расстройством аутистического спектра

Любые родители и дети — разные личности с различающимися наборами способностей. Ребенок с аутизмом — это еще и наличие иного когнитивного стиля. Специальные интересы могут стать профессией. В любом случае поощряйте их, будьте уважительны и конкретны. Ваша задача — помочь понять будущие действия, а не обесценить занятия ребенка.

Примеры:

а) Ребенок много времени проводит с буквами: предложите ему клавиатуру и научите печатать, в этом случае, если он не станет писателем, то сможет набирать данные.

б) Ребенок интересуется рисованием: поддержите его, устройте в студию, пригласите учителя и т.д., даже если в итоге из него не вырастет великий художник, то вполне может получиться иллюстратор, специалист по векторной графике и т.д.

5. Не занимайтесь насильственной социализацией ребенка с расстройством аутистического спектра

Навыки вступать в коммуникации, поддерживать их, устанавливать взаимные связи сложны для аутичных людей в любом возрасте. Неудачи в данной области ведут к замкнутости, тревожному расстройству личности и депрессии. Любое хождение в коллектив сверстников должно вызывать у ребенка удовлетворение, а не истерику или перегрузку.

Примеры:

а) Не стесняйтесь подойти вместе с ним к детям на площадке и попросить их принять его в игру, но если ребенок испытывает дискомфорт, то лучше поиграйте с ним вдвоем или дайте ему заняться чем-то самостоятельно.

б) Не ставьте цель добиться зрительного контакта — дети с расстройством аутистического спектра прекрасно обходятся без него, принуждение не повысит их внимание, а вызовет тревогу.

6. Не отмахивайтесь от сенсорных особенностей ребёнка

Известно, что сенсорное восприятие детей с расстройством аутистического спектра (как и взрослых) имеет свои особенности. Тщательно изучите все потребности вашего ребенка в этой области. Представьте, что все вокруг вас орут на самом высоком уровне громкости, слепит, давит. Это то, что ощущает и осознает ваш ребенок. Ваша задача — облегчить ему это состояние.

Примеры:

а) Ребенок закрывает уши или глаза — это признак перегрузки, затемните помещение, выключите источник звуков (телевизор, радио), если вы в торговом центре, то постарайтесь как можно скорее увести оттуда ребенка.

б) Одежда тоже может вызывать перегрузку: слишком плотная, из раздражающего материала (шелк, шерсть), если ребенок стягивает с себя вещи, то попытайтесь понять, что именно в них его беспокоит и не пытайтесь навязывать, приобретите одежду из других материалов и другого размера.

7. Не применяйте физическое насилие

Наказание ремнем, шлепки, удары и любое иное физическое воздействие на детей недопустимы. Ни опыт предшествующих поколений, ни трудности с воспитанием, ни личное тяжелое эмоциональное состояние родителя не могут быть оправданием такого рода действий.

https://nsportal.ru

свернуть

Развитие мелкой моторики рук у детей у детей с расстройствами аутистического спектра

Виды деятельности для развития мелкой моторики.

• Формирование шариков из пластилина: ладони рук обращены друг к другу, пальцы слегка согнуты по направлению к ладоням.

• Формирование маленьких шариков из пластилина (размером с горох), используя исключительно кончики пальцев.

• Использоваие колышков или зубочисток для оформления фигурок из пластилина.

• Разрезание пластилина при помощи пластикового ножа или круглого ножа для пиццы, удерживая инструмент в диагональном ладонном захвате.

• Разрывание газеты на ленты с последующим скатыванием их в шарики. Может использоваться для набивки чучел или иного художественного творчества.

• Скомкивание одного листа газеты одной рукой. Это отличное упражнение для детей на формирование силы рук.

• Использование спрея для полива растений при распылении воды на снег (можно смешать пищевой краситель с водой, чтобы снег окрашивался) или для «растапливания монстров» (нарисуйте монстров на бумаге маркерами или красками, под воздействием спрея цвет размоется).

• Поднятие предметов с использованием крупного пинцета. Это упражнение может быть адаптировано под интересы конкретного ребенка, например, для поднятия жевательных конфет, маленьких кубиков, хлопьев и т.п., а также в играх на счет.

• Выброс кубика, путем смыкания ладоней рук, формируя пустое пространство между ними.

• Использование мелких отверток.

• Шнуровка и нанизывание различных предметов (кукурузные кольца, макароны и т.п.)

• Использование пипеток для забора цветной воды или смешивания цветов во время работы с краской на бумаге.

• Скатывание маленьких шариков из тонкой бумаги, затем наклеивание их на плотный картон для формирования картинок или фигурок.

• Переворачивание карточек, монет, шашек, пуговиц без переноса их к краю стола.

• Создание изображений с использованием наклеек или самоклеящейся бумаги.

• Игры с куклами-марионетками, используя большой, указательный и средний пальцы рук.

Занятия с использованием ножниц.

Если ребенок правильно держит ножницы, и они хорошо подходят к размеру его руки, разрезание бумаги тренирует именно те мышцы, которые необходимы для манипулирования карандашом при помощи захвата тремя пальцами рук. Правильное положение ножниц предполагает нахождение большого и среднего пальца в ручках ножниц, а указательного пальца на внешней стороне ручки для стабилизации, с безымянным пальцем и мизинцем, согнутыми по направлению к ладони.

• Разрезание рекламных буклетов и другой полиграфии.

• Изготовление резного края плотной бумаги.

• Разрезание ножницами пластилина.

• Резка соломы или мелко нарезанной бумаги.

Сенсорные виды деятельности.

Следующие упражнения необходимы для развития мышечной силы и выносливости, а также для формирования у ребенка контроля над действиями рук.

• Ходьба «крабом».

• Игры с хлопками в ладоши (ладушки, громко/тихо и т.п.).

• Ловля (хлопком) мыльных пузырей в ладони.

• Рисование в тактильной среде, например, в мокром песке, соли, рисе и пасте. Пасту можно изготовить путем добавления воды к кукурузному крахмалу до получения смеси, имеющей консистенцию зубной пасты. Вязкость подобных смесей обеспечивает «обратную связь» для мышечных рецепторов и суставов, тем самым способствуя формированию зрительно-моторного контроля.

• Выбор мелких предметов, таких как колышки, бусы, монеты, из коробок с солью, рисом и т.п. Это же упражнение можно попробовать выполнить с закрытыми глазами. Это помогает развить у ребенка сенсорный контроль над руками.

Переход средней линии.

На данном этапе у ребенка все еще происходит формирование ведущей руки. Следующие виды деятельности способствуют развитию навыка перехода средней линии у детей:

• Поощряйте ребенка к тому, чтобы он брал материалы обеими руками. Этот навык необходим для включения второй руки в работу, что позволит избежать смены рук при переходе средней линии.

• Не удерживайте ребенка от использования левой руки в какой бы то ни было деятельности. Позвольте процессу формирования ведущей руки протекать естественным образом и предлагайте ребенку стимулы и занятия в районе средней линии, позволяя ему выбирать руку самостоятельно.

• Начинайте вводить понятия «правый» и «левый» посредством спонтанных комментариев, например, «ударь по мячу правой ногой». Играйте в игры, предполагающие имитацию позы тела и движений.

• При работе с красками и кисточками поощряйте ребенка к тому, чтобы он проводил непрерывные линии через весь лист бумаги, а также по диагонали.

Упражнения на разработку навыков письма.

Существуют некоторые важнейшие предварительные навыки, необходимые для развития навыков письма, и их формирование начинается еще в младенческом возрасте. Следующие виды деятельности поддерживают и способствуют развитию мелкой моторики и визуально-моторному развитию.

Устойчивость и равновесие тела.

Суставы ребенка должны быть развитыми и устойчивыми для того, чтобы руки могли свободно концентрироваться на выполнении конкретных задачах мелкой моторики.

• Ходьба «крабом»

• Отжимания от стены

• Шведские стенки

• Кольца и дорожки из перекладин на детских площадках

• Игры с пластилином

Навыки мелкой моторики.

Как только у ребенка формируется некоторая устойчивость в теле, в его руках и пальцах начинает развиваться ловкость, а также формируются различные виды захватов. Дети гораздо быстрее развивают навыки мелкой моторики, если они как можно больше работают с вертикальной или почти вертикальной поверхностью. В частности, запястья должны иметь хорошую растяжку (при сгибе назад в направлении руки).

• Прикрепите на стену большой лист бумаги для рисования. Попросите ребенка взять в руки большой маркер и попробуйте выполнить с ним следующие упражнения для развития визуально-моторных навыков:

- начертите образец фигуры одним движением, не отрывая руки;

- попросите ребенка провести линию поверх вашей линии, слева направо, сверху вниз;

- обведите каждую фигуру как минимум 10 раз;

- затем попросите ребенка нарисовать такую же фигуру рядом с образцом несколько раз.

• Поиграйте в игру «Соединить по точкам». Убедитесь в том, что ребенок последовательно соединяет точки слева направо и сверху вниз.

• Обводите трафареты. Рукой, не являющейся доминантной, ребенок удерживает трафарет и стабилизирует его положение по отношению к бумаге, а доминантной рукой давит на карандаш, подталкивая его вплотную к краю трафарета.

• Прикрепите большой кусок войлока к стене. Ребенок может использовать войлочные фигуры для рисования. Магнитные доски можно использовать таким же образом.

• Позанимайтесь с ребенком у обычной доски, используя мел вместо маркера. Выполните действия, которые были предложены выше.

• Рисование на мольберте. Некоторые из упражнений, описанных выше, могут выполняться с использованием мольберта.

Зрительно-моторный контроль.

Зрительно-моторный контроль означает способность глаз работать вместе, отслеживая местоположение предметов и удерживая их в поле зрения, когда это необходимо.

• Направьте луч фонарика на потолок. Уложите ребенка на спину или на живот и попросите его визуально следить за движением света слева направо, сверху вниз и по диагонали.

• Поиск скрытых изображений на рисунках.

• Лабиринты (часто встречаются в детских журналах и книгах).

Зрительно-моторная координация.

Зрительно-моторная координация предполагает точность в действиях размещения, направления, а также в ощущении положения в пространстве.

• Забрасывание мячиков в кольцо на полу с постепенным увеличением расстояния.

• Игры в бросок и ловлю мяча. Начните с большого мяча и постепенно переходите к более маленьким.

• Поиграйте в боулинг, предложив ребенку сбить кегли (или бутылки из-под содовой) при помощи небольшого мяча.

• Удары по надувному шарику среднего размера.

https://sg-rcdpov.mszn27.ru

свернуть

Развитие игровых навыков у детей с расстройствами аутистического спектра

Игры на развитие речи, навыков  общения:

  • Прислушиваемся к звукам (тикающие часы, колокольчики, шуршание бумаги).
  • Мама прячется за стулом, столом, коробкой и зовёт оттуда ребенка. Как только ребенок поворачивает голову в сторону голоса, мама выглядывает из укрытия.
  • Игра «на – дай»;
  • Игры перед зеркалом;
  • Покажи на предмет пальчиком «Где у нас тик-так?». Когда ребенок повернёт голову к часам, возьмите его руку в свою и покажите на них его указательным пальчиком, одновременно отвечая на вопрос «вот где у нас тик-так»;
  • Повторяем «слова» за ребенком и варьируем их: мама внимательно прислушается к звукам голоса ребенка. Мама повторяет за ним весь его лепет и вокализации, и варьирует их;
  • Ведем диалог на расстоянии. Разговаривайте с ребенком с небольшого расстояния, на некотором отдалении, зовите поочередно с разных сторон. Ребенок учится воспринимать голос различной интенсивности, соотносит с удаленностью в пространстве, отвечает на свой манер. Когда ребенок находит маму глазами, она комментирует происходящее: «да, я здесь! Ты меня услышал и нашел»;
  • Разговариваем друг с другими через широкую трубу: мама громко или шепотом зовет ребенка по имени. Затем передает трубу ребенку и побуждает его сделать то же самое. Обычно это получается не сразу. Можно и разглядывать друг друга через трубу;
  • Бодалки «идет коза рогатая»: бодаемся лбами;
  • Говорите с ребенком на любые интересные для вас обоих темы. Если вы идете по улице, обсудите происходящее вокруг;
  • «а ну-ка поймай»: встаньте напротив ребенка, протяните к нему руки и позовите к себе. Когда он подбежит (может быть, сначала с чьей-нибудь помощью), подхватите его на руки и покружите или подбросьте. Когда ребенок освоит эту игру, можно будет его позвать и после того, как он подбежит к вам, немного отбежать на несколько шагов назад, только потом позвольте ему поймать вас.

Моторные игры и ритмические игры:

  • Ходить по комнате, в которой разбросаны подушки, валики, коробки (цель – замечать их и преодолевать препятствия);
  • Проползать под стульями (за игрушкой);
  • Лесенки, горки, прятаться под столом (вместе);
  • Выбираться из коробок, шкафов, прятаться в них и выбираться;
  • Катать ребенка на одеяле по полу, в большой коробке (с резкими поворотами) – для удержания баланса;
  • Кружиться на руках, раскачиваться в одеяле – в разном ритме и темпе (под разные песенки и стишки);
  • Вместе прыгать на диване под стишок (баба шла-шла-шла, пирожок нашла…). В нужный момент падать на диван.

Песенок и стишков не должно быть слишком много (2-3).

Сенсорные игры – для привлечения внимания к приятным ощущениям и взаимодействия в рамках этих игр:

  • Зрительные стимулы – свечи, фонари, яркие игрушки, пузыри, мишура – прослеживание в горизонтальной и вертикальной плоскости, в ближнем и дальнем поле, парашют;
  • Слуховые – слуховое сосредоточение, ориентация на звук и локализация звука – колокольчики, музыкальные инструменты, лучше струнные, шуршалки, звенелки, погремушки;
  • Тактильные – разные поверхности, крупы, вода, песок, ткани, поглаживания медленными движениями по всему телу;
  • Запахи – пищевые, эфирные масла, парфюмерные;
  •  Вкусы – кислый, сладкий, соленый;
  • Вибрационные – игрушки вибрационные;
  • Мышечно-суставные – потягивания, надавливания, сдавливание, растягивание.

Все эти сенсорные игры должны приводить к эмоциональному взаимодействию между ребенком и Вами.

Игры с предметами:

Прячем значимые предметы и игрушки под платочки, в коробочки.

Во все игры играем с повторами, чтобы ребенок мог подстроиться под ритм игры, адаптироваться к игре, иметь возможность дать ответ в игре.

https://nsportal.ru

 

свернуть

«Доброта спасёт мир»

Педагог-психолог Юлия Лепешко и учитель-дефектолог Анастасия Трухан создали видеоролик с воспитанниками детского сада «Доброта спасёт мир!» Эта работа направлена на развитие стремления к проявлению сочувствия и способности к эмоциональному сопереживанию всем, кто в этом нуждается, воспитание социально одобряемых стереотипов поведения дошкольников.

Вопреки распространённому убеждению, дети - аутисты отнюдь не предпочитают одиночество — им сложно завязывать и поддерживать дружеские отношения. Согласно исследованиям, чувство одиночества у них связано скорее с низким качеством имеющихся отношений, нежели с небольшим числом друзей. Дети с аутизмом должны быть окружены нормальными детьми и как можно реже находится в одиночестве!

      

свернуть

УМ НА КОНЧИКАХ ПАЛЬЦЕВ

Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Ему необходимо все трогать, хватать, гладить и даже пробовать на вкус! Доказано, что речь ребенка и его сенсорный («трогательный») опыт взаимосвязаны. Поэтому, если Вы хотите, чтобы ребенок хорошо говорил, развивайте его ручки!
развернуть

Чем старше ребенок, тем большую нагрузку можно давать его пальчикам. Очень полезны пальчиковые игры - потешки. Ребенок рассказывает стишок и одновременно показывает действия на пальчиках. Освоение ножниц - тоже большая нагрузка для пальчиков. Интересны вкладыши типа Монтессори, нанизывание крупных бус и, конечно, рисование (карандашами, красками с кисточкой). 

Чем же можно позаниматься с малышом чтобы развить ручную умелость?

  • Запускать пальцами мелкие волчки.
  • Разминать пальцами пластилин, глину.
  • Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики.
  • Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок бутончик цветка (утром он проснулся и открылся, а вечером заснул - закрылся, спрятался).
  • Делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь.
  • Двумя пальцами руки (указательным и средним) "ходить" по столу, сначала медленно, как будто кто-то крадется, а потом быстро, как будто бежит. Упражнение проводите сначала правой, а потом левой рукой.
  • Показать отдельно только один палец - указательный, затем два (указательный и средний), далее три, четыре, пять.
  • Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу.
  • Кистями рук делать "фонарики".
  • Хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе.
  • Собирать все пальцы в щепотку (пальчики собрались вместе - разбежались).
  • Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку.
  • Наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на собственный палец (получается колечко или спираль).
  • Завязывать узлы на толстой веревке, на шнуре.
  • Застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками.
  • Игры с конструктором, мозаикой, кубиками.
  • Складывание матрешек.

 

 

Пальчиковые игры для детей

  • “Многоножки”

Перед началом игры руки находятся на краю стола. По сигналу взрослого многоножки начинают двигаться к противоположному краю стола или в любом другом, заданном , направлении. В движении принимают участие все пять пальцев. 

  • “Двуножки”

Игра проводится аналогично предыдущей, но в гонках” участвуют только 2 пальца: указательный и средний. Остальные прижаты к ладони. Можно устраивать гонки между “двуножками” левой и правой руки.

  • “Слоны”

Средний палец правой или левой руки превращается в "хобот”, остальные — в “ноги слона”. Слону запрещается подпрыгивать и касаться хоботом земли, при ходьбе он должен опираться на все 4 лапы. Возможны также гонки слонов.

  • “Ласковые лапки”

Взрослый подбирает 6—7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; объясняется, что по руке будет ходить “зверек” и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой “зверек” прикасался к руке — отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными. Вариант игры: “зверек” будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами. 

свернуть