Советы педагога- психолога

5 Советов родителям, которые хотят быть примером для детей

Воспитание детей- самая важная и сложная работа, с которой вам когда-либо довелось столкнуться. Даже перечитав тонны книг для родителей, вы будете по прежнему совершать ошибки. Такова реальность жизни.
развернуть

 

Наши дети перенимают наши привычки. Как хорошие, так и плохие.
Если вы на самом деле хотите воспитать из своих детей честных и любящих взрослых, учите их на своем примере.

Избегайте эмоциональных реакций
Эмоциональные реакции — это естественный процесс, но не стоит забывать, что всплеск эмоций может помешать принятию взвешенного и обдуманного решения. Покажите своим детям, как контролировать свои эмоции, например, совершенно спокойно отреагировав на сложившуюся напряженную ситуацию. Если вы замечаете, что не можете сдержать свои эмоции, развернитесь и выйдите. Вернетесь после того, как успокоитесь.


Объясняйте свои решения
Удачное решение — недостаточно хороший пример для ребенка, так как механизм работы принятия такого решения могут быть не очевидными, и «урок» пройдет зря.
Если вы даете ребенку тайм-аут, всегда объясняйте почему вы это делаете. Расскажите, что конкретно он совершил, чтобы заслужить наказание. И что вам обоим нужно время, чтоб успокоиться.
«Потому что я так сказал» может сработать иногда, но беда в том, что это не может служить хорошим примером.
Бонусом к объяснениям будет понимание ребенка, что он достаточно взрослый для подобных четных разговоров.


Признавай свои ошибки
Никто не идеален. Когда ваши поступки идут вразрез тому, чему вы учите своих детей, умейте признать свою неправоту.
Если вы перебиваете речь ребенка, извинитесь и дайте ему продолжить. Помните, что ваши дети — тоже люди. Относитесь к ним с тем уважением, которое бы хотели получить взамен.


Практика управления стрессом
Стресс — одна из самых больших проблем, с которой мы знакомимся в детстве и продолжаем сталкиваться уже во взрослой жизни.
Найдите свой способ «выпустить пар»: йога, медитации, физические упражнения. Объясните детям, что это то, чем они могут заниматься, когда испытывают стресс.


Здравые отношения с алкоголем
Какими бы ни были ваши действия и поступки, плохими или хорошими, они оставляют неизгладимый след в душе вашего чада.
Если дети видят, как вы пытаетесь справиться со стрессовой ситуацией, употребляя алкоголь, вероятно, они последуют по вашим стопам. Будьте очень осторожны с тем, как часто и как много вы пьете на глазах своего ребенка.
Как только вы позволите первому ругательному слову вырваться из ваших губ, будьте уверены, что ребенок однажды не преминет его повторить. Вот почему мы обязаны быть лучшим примером для своих детей.

 

свернуть

Самый действенный способ защитить детей от сексуального насилия – научить правилам безопасности

Самый действенный способ защитить детей от сексуального насилия – научить правилам безопасности.

В теме сексуального насилия в отношении детей очень много страха, гнева, ошибок и предубеждений. Желание защитить беззащитных по своей природе детей, вызывает трудно контролируемый страх и гнев. Поддавшись этим чувствам, мы можем и сами потерять человеческое лицо.

Сексуальное влечение к детям является патологией и находится в нашем обществе под строгим запретом морали. И далеко не все люди, имеющие признаки данного психического расстройства, практикуют насилие над детьми. Чаще, имея такое влечение, люди контролируют свое поведение, ограничиваются фантазированием. Понятно желание родителей обезопасить своих детей от сексуального насилия, вместе с тем, безопасность кроется в доверии между детьми и родителями, в навыках, привитых детям. Как ни печально, распознать человека, совершающего сексуальное насилие над детьми, можно только по факту совершения. Многим кажется, что это чужой злой дядя, с масляными, бегающими глазками, притворяющийся добрым.

Но как говорит статистика, около 80% случаев сексуального насилия над детьми совершается хорошо знакомыми людьми или членами семьи.

Детям вообще свойственна беззащитность, это их неотъемлемое качество. Наивность, открытость, эмоциональность, откликаемость, доверие, зависимость – это все характеристики состояния ребенка. Однако есть еще привитые родителями послушность, уважение ко всем взрослым, блокирование гнева и других негативных чувств, которые должны защитить ребенка от зла, подавление защитных механизмов и своего мнения.

Если ваш стиль воспитания с похожими оттенками, то ваш ребенок в большей опасности, чем свободный. Чаще жертвами сексуального насилия становятся дети от 3 до 7 лет. В этом возрасте дети не понимают сексуального контекста, поэтому не могут оценить происходящее как плохое, описать это словами. Может быть смутное чувство неловкости, стыда. Игра, уговор о секрете, могут легко скрыть происходящее. Дети, чьи потребности в тепле, принятии, ласке, доверии, внимании, любви менее удовлетворены, более уязвимы перед сексуальным насилием. Механизм насилия основан на естественной незрелости и наивности ребенка.

А преступники чаще всего тонко чувствуют, разбираются в психике и умеют манипулировать ребенком. Иногда его просто покупают подарками и вниманием. Используют его естественную доверчивость, представляют происходящее игрой, или обозначают, будто это норма. Представляют все как большой секрет, который нельзя никому говорить, или, чувствуя, что у ребенка нет доверия с родителями, внушают, что ему никто не поверит. Часто манипулируют виной: «Ты же не хочешь, чтобы родители расстроились», или запугивают местью, или перекладывают ответственность за последствия на ребенка.

Если в вашей семье практикуются манипулятивные отношения, которые сами по себе являются эмоциональным насилием, вашему ребенку практически не остается шансов противостоять в подобных обстоятельствах.

Залог безопасности и удовлетворённости в отношениях – открытые, искренние, доверительные отношения в семье. Это подразумевает право быть собой, право на чувства, право сказать нет. Принципы уважения, просьбы, эмпатии, касаются и родителей и детей.

Дети, находящиеся в ситуациях дефицита внимания родителей, предоставленные сами себе, лишенные родительской любви и опеки, чаще оказываются жертвами сексуального насилия. Дети с избыточным контролем и вниманием, которым не позволяют никакой самостоятельности, также уязвимы.

Домашнее сексуальное насилие над детьми скрыто от глаз. Мировой опыт и терапевтическая практика указывают на скрытую, достаточно большую часть домашнего сексуального насилия над детьми, которая не может не тревожить. Насилие проявляют члены семьи: отчимы, дяди, дедушки, отцы. Статистика показывает: около 94% педофилов — мужчины. Большая вероятность, что в детстве они подвергались насилию. Подчиняемость, зависимое положение детей, невозможность открытого проявления чувств и диалога, чувство вины, манипуляции, отсутствие эмпатии и поддержки, безусловного принятия, избыточная склонность к рационализации, запрет на гнев и открытое проявление чувств. Это и многое другое может способствовать беззащитности ребенка перед насилием в семье. Уязвимы дети, которые чувствуют себя ненужными, нелюбимыми, брошенными, отвергнутыми. Постоянный стресс и практика насилия снижают возможность противостоять трудностям.

Самый действенный способ защитить детей от сексуального насилия – научить правилам безопасности Эти правила должны быть постоянным спутником, соответствовать возрасту и закрепляться. Нужно моделировать успешное, безопасное поведение. Нельзя запугивать, рассказывая страшные истории, употреблять ярлыки «педофил», «насильник». Важно обозначить, что опасные люди встречаются редко, однако, такое бывает, что кто-то может причинить тебе вред. Для детей разного возраста содержание бесед и навыков отличается, но подходы остаются одинаковыми. Развивается доверие между детьми и родителями, возможность выражать разные чувства, обсуждать разные темы, повышается умение детей разбираться в своих чувствах, границах, основах морали, возможность обратиться за помощью, противостоять манипуляциям. Обучение правилам безопасности и гармоничные здоровые отношения в семье помогут вам уберечь детей от насилия и вырастить их здоровыми и независимыми людьми.

свернуть

Психологическая помощь, круглосуточно, анонимно, бесплатно.

Психологическая помощь

Детская телефонная линия

8 (801) 100-16-11 (круглосуточно, анонимно, бесплатно).

 

«Телефон доверия» для детей и подростков

8 (017) 263-03-03 (круглосуточно, анонимно, бесплатно с городского телефона).

 

Республиканский центр психологической помощи

+375 17 300-10-06 (анонимно).

 

Горячая линия для пострадавших от насилия

+375 29 610-83-55 (круглосуточно, анонимно, бесплатно).

 

Центры, дружественные подросткам

JUNIOR.MEDCENTER.BY, Talk2ok.by

(информация о всех центрах, дружественных подросткам, которые оказывают психологическую помощь бесплатно, анонимно и конфиденциально).

 

Психологическая поддержка детей, пострадавших от насилия и свидетелей насилия, а также их родителей

Консультирование осуществляется через чат-бот Телеграм @plecho_druga_bot

 

 

 

свернуть

Суицидальное поведение несовершеннолетних. Причины.

  • Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни).
  • Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности – мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения.
  • Парасуицид (суицидальная попытка) — любое умышленное действие по причинению себе вреда, которое не приводит к смерти. Включает умышленное самоотравление и умышленное нанесение себе различных телесных повреждений. У лиц, ранее совершавших парасуициды, резко возрастает вероятность завершенного суицида.
  • Самоповреждение (его еще называют селфхарм) — целенаправленное причинение вреда себе без суицидальных намерений. Чаще всего это порезы или проколы кожи острым предметом. А еще бывают ожоги, расчесывания, удары, укусы, проглатывание токсичных веществ и многое другое.

Существует классификация суицидов: истинный, скрытый, демонстративный.

Истинный суицид - Никогда не бывает спонтанным. Такому суициду всегда предшествуют угнетенное настроение, депрессивное состояние или просто мысли об уходе из жизни. Причем окружающие, даже самые близкие люди, нередко такого состояния человека не замечают.

Скрытый суицид. Это завуалированное самоубийство. Человек погибает от внешних сил, по большей части, им же спровоцированных. Например,  рискованная езда на автомобиле (транспортное средство используется как инструмент для совершения суицида),  занятия экстремальными видами спорта, алкогольная или наркотическая зависимость… Т.е. саморазрушающее  поведение. И сколько угодно можно твердить человеку о том, что все это опасно для жизни, как правило, именно этой опасности они жаждут.

Демонстративный суицид Самоубийство, как способ привлечь внимание к своей личности, оказание давления на окружающих лиц с целью изменения конфликтной ситуации в благоприятную сторону. Проявляется в виде порезов вен, отравлении лекарствами, изображения повешения. Большинство самоубийц, как правило, хотели вовсе не умереть - а только достучаться до кого-то, обратить внимание на свои проблемы, изменить невыносимую ситуацию.

Этот вид опасен тем, что ребёнок желая привлечь к себе внимание, может не рассчитать силы или не учесть обстоятельства, что пожжет привести к трагедии, ведь 90% подростков совершивших суицид хотели лишь обратить внимание на свою проблему.

Причины суицида:

Врождённый фактор:

•наследственные психические и нервно-психические заболевания;
•тяжёлые расстройства личности;
•случаи самоубийств у близких родственников;

Индивидуально-психологические особенности личности:

•высокая тревожность;
•эмоциональная нестабильность;
•замкнутость;
•неадекватная самооценка;
•трудности адаптации к социуму;
•тяжёлое переживание возрастных кризисов;
•депрессия
•недовольство внешностью, способностями
•отсутствие цели в жизни;

В семье:

•деструктивное воспитание (садизм, критика, наказания, полное попустительство);
•отсутствие теплоты и взаимопонимания в семье;
•алкоголизм, наркомания одного из членов семьи;
•смерть родного человека;
•высокие ожидания, повышенные притязания к успехам ребенка;
•прессинг успеха;
•деструктивное воспитание (садизм, критика, наказания, полное попустительство);
•отсутствие теплоты и взаимопонимания в семье;
•алкоголизм, наркомания одного из членов семьи;
•смерть родного человека;
•высокие ожидания, повышенные притязания к успехам ребенка;
•прессинг успеха.

В школе:

•неуспехи в учёбе;
•конфликты с педагогами, одноклассниками;
•страх несоответствовать ожиданиям окружающих;
•перегрузки и строгие требования;

В сфере общения:

•неразделённая любовь;
•трудности в социальной адаптации;
•неразвитые навыки общения;
•попадание под чужое влияние;
•насмешки, издевательства

В сфере досуга:

•музыкальные, философские увлечения;
•религиозные секты;
•подражание кумирам;
•однообразная скучная жизнь, отсутствие интересов;
•интерес к смерти.
 
свернуть

Отчим и ребенок: как наладить контакт и создать хорошие семейные отношения

Установление нормального микроклимата в семье, привычный уклад в которой нарушится с приходом взрослого мужчины, становится основной задачей женщины.

И в этом нет прямой вины двух основных участников будущего сопротивления – ребенка и отчима. Для них изменившаяся ситуация в жизни сопряжена с глубоким стрессом, проявляющимся в таких негативных моментах, как агрессия или даже полное отстранение, игнорирование.

И то и другое в семейных отношениях недопустимо и требует немедленного решения.

Взаимоотношения с дошкольником – на что обратить внимание

Дети младшего возраста, в идеале – до трехлетнего возраста, обычно принимают нового мужа мамы с энтузиазмом и редко проявляют признаки нетерпимости. Исключение составляют малыши, с рождения лишенные общества других людей, кроме узкого круга родственников. В этом случае со стороны ребенка скорее всего возникнет настороженность, он не позволит взять себя на руки, начнет плакать или драться при попытках мужчины обратить на себя его внимание.

После подобной неудачи, морально неподготовленный будущий отчим почувствует раздражение, его неуверенность в себе возрастет. Он предпочтет переключить интерес на более благодарный объект своего восприятия – мать ребенка и, если она сразу не переломит ситуацию в пользу решения возникшей проблемы, отчужденность по отношению к малышу станет постоянной защитной реакцией мужчины на посторонний раздражитель.

Чем грозит полное отстранение будущего отчима от присутствия в доме малыша?

  • Во-первых, ухудшится положение матери – ей придется тратить вдвое больше сил и энергии на то, чтобы не оставить без внимания ни нового мужа, ни ребенка.
  • Во-вторых, нарушится правильная модель взаимоотношений – встречающий в отношении себя полное равнодушие, ребенок не научится уважать отчима и никогда не признает его право главенства в семье.
  • В-третьих, и у подрастающего малыша, и у отчима, будут отсутствовать важнейшие составляющие совместного быта – элементы партнерских связей, а это и есть главные нити положительного взаимодействия между людьми во взрослом возрасте.

Есть и другая ситуация, на которую матери нужно сразу обратить внимание – это, если в ответ на нежелание ребенка общаться «с дядей», потенциальный отчим отвечает прямой агрессией. Ее завуалированной формой может оказаться презрительное высказывание в адрес родного отца (родственников, матери) малыша, которые воспитали его «не таким» или демонстративное игнорирование присутствия маленького пасынка (падчерицы).

Первые встречи ребенка с отчимом – устранение базовых проблем

Не стоит, и даже может оказаться опасным для психического здоровья ребенка, сразу представлять ему мужчину, как будущего отчима. Особенно это касается детей старше четырех лет, хорошо разбирающихся в ближайших родственных связях.

Если малыш не помнит своего биологического отца, то ассимилирование отчима в этой роли пройдет безболезненно – достаточно, если ребенок станет чувствовать себя рядом с новым мужем мамы в безопасности и будет охотно идти на контакт. Первые встречи, все же, лучше проводить вне привычной обстановки малыша, так ему будет проще принять незнакомого человека и не возникнет необходимости подсознательно «защищать свою территорию».

Сложнее и менее предсказуемо воспримет знакомство с другом мамы ребенок, поддерживающий общение с родным отцом, либо недавно утерявшим с ним связь. Многие дети, даже почувствовав расположение к отчиму, всеми силами стараются не показать этого, относя собственные добрые эмоции к разряду предательства. Перестройка сознания и постепенное вытеснение образа папы с пьедестала непогрешимости, займет немало времени и потребует от мамы и будущего отчима максимального проявления такта.

Серьезную роль в становлении молодой семьи будут играть и имеющиеся родственники со стороны бывшего мужа. Матери следует заранее продумать варианты устранения любых ситуаций, при которых «доброжелатели» смогут оказать влияние на восприимчивую психику ребенка. Лучше всего, чтобы никто их них не был в курсе личной жизни и планов женщины и не имел возможности оказывать влияния на грядущие изменения в семейных отношениях.

Несколько рекомендаций, которые точно пригодятся маме на этапе подготовки первой встречи будущего отчима с малышом:

  • о привычках ребенка, о его страхах или предпочтениях, мужчине стоит рассказать заранее;
  • нельзя скрывать от своего будущего мужа возможные диагнозы малыша, в том числе неврологические – часто пары распадаются именно в следствии слабой информированности партнера о сложностях в развитии или других аспектов здоровья пасынка (падчерицы);
  • также следует помнить – небольшой подкуп с концентрацией внимания на нужном объекте с помощью игрушки еще никто не отменял;
  • лучше не упоминать в беседе родного отца ребенка, даже в положительном ключе, а тем более в отрицательном – острая реакция малыша будет обеспечена.

Важно: несколько первых совместных прогулок должны состояться на нейтральной территории, где обстановка позволит ребенку отвлекаться, чувствовать себя непринужденно – это может быть парк развлечений или семейное кафе с площадкой аниматора. Таким образом, малыш будет участвовать в совместном мероприятии, и при этом не останется зацикленным на цели похода.

Ошибкой будет вести малыша на знакомство с любимым в ресторан или планировать чинную прогулку по выбранному маршруту. Как бы не были велики усилия мужчины вызвать у ребенка расположение и наладить контакт, театр одного актера скоро ему наскучит, и положительный настрой сменится ожиданием окончания скучного вечера, причем у всех участников прогулки.

Отчим и подросток – ситуация, непростая для всех

Помнит ребенок своего биологического отца или нет – в подростковом возрасте этот аспект теряет актуальность, потому как у юного человека уже имеется четкое осознание, что посторонний мужчина в доме, это захватчик, нарушитель спокойствия, агрессор. Да и полученные им в процессе жизни знания относительно нового явления – отчима – скорее всего, имеют отрицательный характер.

Перед мужчиной, оказавшимся в сложной ситуации налаживания семейных отношений, встает сразу несколько задач, поскольку и он, в свою очередь, воспринимает подростка, как реальную угрозу своему спокойствию:

  • подавить проявления детского эгоизма (ревности), перенаправив его в другое русло;
  • не допустить возникновения двусмысленных ситуаций – сюда же следует отнести попытки ребенка поссорить родителей, посеять конфликт между ними;
  • сохранить хорошие отношения с матерью пасынка (падчерицы).

Последнее особенно актуально, поскольку мать часто сразу принимает сторону своего ребенка, основывая свое слепое доверие на таких ложных положениях, как «он никогда не врет» и «без причины ребенок так себя вести не станет». Дети – очень изобретательны и в редких ситуациях готовы без боя признать право нового мужа занять место рядом с мамой.

До подростка сложно донести необходимость для матери почувствовать опору в жизни, важность любви и духовной близости. Даже взрослый ребенок уверен, что жизнь мамы обязана быть всецело сосредоточена на его персоне, и появление третьего лица разрушит эту гармонию, сместит баланс внимания матери в пользу чужого человека. Отчасти, это действительно так, но восприимчивость ребенка к этому факту может быть непропорционально острой.

Обстановка накаляется, или как избежать взрыва

Стопроцентно действующих советов, как избежать зарождения конфликта при первых встречах будущих родственников, не существуют, но ниже приведены ключевые рекомендации, которые могут помочь наладить контакт между будущими родственниками:

  1. Нельзя ставить подростка перед выбором, хочет ли он появления в семье отчима или нет. Ребенок всегда будет против такого пополнения и то, что к его мнению не прислушались, воспримет как обман.
  2. Не следует сразу приглашать постороннего мужчину в дом, нужно подобрать варианты, при которых новый человек войдет в жизнь ребенка непринужденно, возникая в ней множественными, но ненавязчивыми эпизодами.
  3. Нужно еще до первой встречи предупредить отчима, что любые вопросы ребенку о его родном папе, родственниках со стороны отца – исключены до более близкого знакомства.

Маме, как бы сложно ей не было устанавливать некоторые рамки в общении с собственным ребенком, рекомендуется сразу пресечь критические проявления подросткового эгоцентризма и твердо поговорить с сыном или дочерью о том, что в создавшемся положении нормально, а что – нет.

Конечно, прежде чем начинать подобный разговор, нужно выяснить, какие аспекты в создавшейся обстановке для ребенка наиболее мучительны. Например, подросток может бояться, что исчезнут привитые ему с детства, любимые семейные традиции, или его волнуют внешность, возраст, религия нового мужа мамы.

Существуют и незыблемые тревоги, присущие всем детям без исключения, даже если они отрицают этот факт. К таким относят:

  • ревность, опасение, что маминой любви и внимания станет меньше;
  • непринятие привычек (чувства юмора) постороннего мужчины в доме;
  • отрицание авторитета отчима в семье («он мне не указ!»);
  • боязнь потери личного пространства.

Невозможно охватить все волнующие подростка обстоятельства, уделив для этого одну-две предваряющих знакомство беседы. Матери придется приложить много усилий, терпеливо повторяя одни и те же аксиомы: «Ты для меня – самый важный в мире человек», «Я люблю тебя», «Я постоянно о тебе думаю», прежде чем подросток начнет чувствовать себя увереннее и научится спокойно воспринимать отчима.

https://www.infox.ru/usefull/296/250535-otcim-i-rebenok-kak-naladit-kontakt-i-sozdat-horosie-semejnye-otnosenia

свернуть

Детский суицид. Как уберечь ребенка?

Суицид – это умышленное лишение себя жизни. Мысли о самоубийстве, соответствующие высказывания, угрозы, намерения и попытки покончить с собой называются суицидальными.
Детский суицид чаще является средством ухода от безвыходной ситуации для них, а не целью завершить жизнь, умереть. Основной причиной, причиной подобных мыслей может быть неумение подростка справляться с жизненными трудностями. Они воспринимают суицид, как способ решения различных проблем, а не как средство разрушения собственной жизни.

Черты подросткового суицида:

· Суициду предшествуют кратковременные, объективно не тяжелые конфликты (в семье, школе, группе сверстников);

· Конфликт воспринимается как крайне значимый и травматичный, вызывая внутренний кризис и драматизацию всех событий;

· Суицидальный поступок они воспринимают, как романтически-героический поступок;

· Суицидальное поведение демонстративно;

· Суицидальное поведение регулируется аффектом;

Когда близким стоит быть особо внимательными?

Подростковый суицид может быть как спланированным, продуманным, так и спонтанным, аффективным. Часто ему предшествуют следующие проявления:

· Ребенок замкнут, у него нет друзей и он не откровенен с родителями.

· У ребенка вдруг появляется апатия и равнодушие ко всему.

· Ребенок склонен к ипохондрии, придумывает себе «страшные» болезни.

· Ребенок рисует в воображении картины и спрашивает о том, что будет, когда он умрет.

· Ребенок вдруг начинает раздавать друзьям и знакомым дорогие для него вещи.

 

Все эти признаки являются тревожными симптомами. Часто это свидетельствует о том, что подросток уже все решил и теперь планирует и выбирает время.

Как уберечь?

· Если вы чувствуете близкую опасность — отложите все дела и останьтесь с ребенком до тех пор, пока это настроение у него не пройдет. Если вы думаете, что вы сами не справитесь с его желанием покончить с собой, убедите его обратиться за помощью к психологу.

· Для подростка, который чувствует, что он бесполезен и нелюбим, забота и участие отзывчивого родителя являются мощными ободряющими средствами.

· Внимательно выслушайте подростка. Будьте искренними в общении с ним, спокойно и доходчиво спрашивайте о тревожащей ситуации. Наиболее подходящими вопросами могут быть: «Что с тобой случилось за последнее время? К кому из окружающих твои проблемы имеют отношение?»

· Оцените серьезность намерений и чувств, а также глубину эмоционального кризиса. Постарайтесь узнать, есть ли у вашего ребенка план действий. Конкретный план – знак реальной опасности.

· Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного.

· Вселяйте надежду, что все проблемы можно решить конструктивно.

· Давайте больше позитивных установок, т.к. в состоянии душевного кризиса нужны строгие утвердительные указания.

· Не старайтесь шокировать или угрожать подростку, говоря «пойди и сделай это».

· Самое главное — покажите своему подростку, что он вам небезразличен. Дайте ему почувствовать, что он любимый и желанный. Постарайтесь уверить его, что все душевные раны со временем заживут. Убедите его в том, что безвыходных ситуаций не бывает! Помогите ему увидеть этот выход. 



свернуть

Памятка для родителей «ПРОФИЛАКТИКА СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ»

 

«ПРОФИЛАКТИКА СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ»

Гораздо легче предотвратить сексуальное насилие в отношении вашего ребёнка, чем испытывать глубочайшее чувство вины за то, что не уберегли его.

Родители должны знать, что:

  1. Жертвами насилия могут быть как девочки, так и мальчики.
  2. Насилие может совершаться в отношении детей всех возрастов, включая и детей до 1 года.
  3. В 85-98% случаев дети знакомы с насильником. И не просто знакомы, а часто испытывают к нему чувство любви и доверия.
  4. Чаще всего насилие происходит в доме жертвы либо в доме насильника.
  5. Насильником может быть человек любого возраста, любой расы и любого социального положения.
  6. Сексуальное насилие ничего общего не имеет со страстью, это проблема власти.

Защитить детей от сексуального насилия – одна из главных задач родителей.

Вот несколько правил для родителей, которые необходимо взять на вооружение.

  1. Не оставляйте детей без присмотра, контролируйте их прогулки, запретите гулять далеко от дома и в сомнительных местах вроде парков, строек, гаражей. Не отпускайте играть одного (или даже в компании сверстников) во двор без присутствия взрослых. Можно договориться с кем-нибудь из соседей наблюдать за детьми по очереди.
  2. Даже если у вас послушный ребенок, строго запретите ему вступать в контакт с незнакомым человеком, особенно с мужчиной. Слушаться он должен только родителей. Ребенок должен знать, что ни под каким предлогом нельзя «идти помочь завести машину», «открыть захлопнувшуюся дверь», «поискать собачку в соседнем парке»…
  3. Объясните ребенку, что ни под каким предлогом нельзя брать подарки или деньги от незнакомого человека, принимать приглашение пойти к нему домой, в кино, в кафе – как бы соблазнительно или интересно эти предложения ни звучали. Говорить об этом нужно тактично, не запугивая ребенка и не пробуждая в нем болезненной подозрительности к окружающим людям и собственной сексуальности.
  4. Ребенок должен доверять только родителям. Педофил может представиться тренером, кинорежиссером, работником ЖКХ, налоговым инспектором, журналистом… и даже родственником мамы или папы, их сослуживцем. Хорошо воспитанный ребенок доверчив, он может стать жертвой собственного воспитания, преступник часто знает имя ребенка, к которому обращается с просьбой, – это совсем нетрудно, стоит только немного покрутиться возле места, где играют дети. Они громко обращаются друг к другу по имени. Научите ребенка говорить таким взрослым, что он, прежде всего, должен спросить разрешение пойти куда-то у мамы или папы.
  5. Постарайтесь, чтобы ваш ребенок избегал контактов с людьми из «группы риска»: пьяницами, алкоголиками, наркоманами, ранее судимыми лицами. Даже если это соседи по квартире (в одном подъезде, одном доме, на одной улице…). Примерно треть убийц-насильников ранее судимы или состояли «на заметке» у участкового инспектора.
  6. Беседуйте вечерами с ребенком, старясь узнать, как прошел его день. Интересуйтесь, не ходил ли какой-нибудь странный человек около детского сада или школы. Часто маньяки делают круги вокруг мест скопления детей. Объясните ребенку, что даже в общественных местах он должен быть осторожен.
  7. Чаще интересуйтесь друзьями и знакомыми ребенка, родителями его друзей, учителями, преподавателями. При первом подозрении о нестандартном поведении последних – обращайтесь в милицию.
  8. Объясните ребенку, что, если в лифт с ним все же кто-то зашел, лучше выйти (например, сославшись, что ребенок что-то забыл дома или на улице). Такую ситуацию можно отрепетировать с ребенком заранее. Если ребенок уже едет в лифте, а подозрительный человек все-таки вошел, ребенку лучше спокойно выйти на следующем этаже. Научите его пользоваться вызовом диспетчера и расскажите, как вести себя в случае остановки лифта или в других непредвиденных ситуациях. Не забудьте предупредить и о том, что не стоит баловаться кнопкой вызова – это хулиганство, и диспетчер может отключить лифт.
  9. Договоритесь со своим ребенком, что он никогда не должен рассказывать знакомым или незнакомым людям, когда мама и папа приходят с работы или уходят куда-то и в какое время он бывает дома один. Если приходится вечером одной (одному) идти по улице, то шагать надо быстро и уверенно и не выказывать страха. Можно подойти к женщине, которая вызывает доверие, или к пожилой паре и последовать за ними рядом.
  • Подходя к двери квартиры, ребенок должен удостовериться, что рядом никого нет, и держать ключ всегда заранее наготове. Запретите ребенку открывать дверь в ваше отсутствие кому бы то ни было. Если его кто-то настойчиво уговаривает отпереть дверь, дайте ребенку телефон надежной соседки, – человека, который живет поблизости и которому ребенок может позвонить и попросить подойти на лестничную площадку, если вдруг ему станет страшно.
  • Ребенку нужно, не драматизируя, с самого раннего возраста говорить о том, что среди людей бывают «нехорошие». Необходимо рассказать, что сексуальные отношения между взрослыми и несовершеннолетними запрещены законом. Не нужно запугивать ребенка, напротив, его следует уберечь от ситуации, когда страх парализует детское сознание.

Что должен знать и уметь ребенок:

- уметь не только отказывать незнакомому взрослому, если тот предлагает куда-то с ним пойти, но и привлекать внимание прохожих, если такая ситуация возникает;

- ребенок должен понимать, что его тело принадлежит только ему, и он имеет полное право сказать «нет» любому взрослому, отказать в прикосновении кому бы то ни было – другу, учителю, дяде, отчиму;

- ребенок должен быть уверен, что ему не угрожает наказание, осмеяние, что вы не будете его ругать, если он пожалуется на слишком навязчивое внимание друга семьи или нападение на улице по дороге из школы;

- внушите своему отпрыску, что он не виноват в том, что вызывает нездоровый интерес какого-то взрослого, что существуют способы избавиться от такого интереса (часто педофилы запугивают маленькую жертву или стыдят ее, но могут отступить, если встречают открытое сопротивление ребенка).

 

Запомните правило «три К», всегда знайте:

  1. Куда пошел ваш ребенок;
  2. Кто пошел с ним;
  3. Когда он должен вернуться.

 

свернуть

Семь причин посещать детское дошкольное учреждение

Ребенку нужно посещать детский сад, и мы расскажем, почему.
развернуть

Детский сад – это незаменимая ступень в развитии малыша, которая повлияет на всю его дальнейшую жизнь. 

1.  Главная задача, возложенная на него – социализация личности. Именно в саду малыш начинает общаться с другими детьми, контактировать. Он учится понимать, что не все на свете должно доставаться только ему. Это тяжело, но необходимо. Он учится тому, что для того, чтобы добиться чего-то (взять понравившуюся игрушку, одержать победу в игре, первым разгадать загадку), нужно прикладывать усилия, стараться.

  Здесь малыш учится жизни, коммуникативным навыкам, узнает много нового, адаптируется к обществу, подавляет комплексы неполноценности, учится выражать свои мысли и не стесняться их высказывать на людях.

2.    Вторая задача – следовать режиму дня. Именно в соблюдении режима дня и состоит польза детского сада, поскольку приучает  к основам здорового образа жизни – своевременному питанию, сну, прогулкам на свежем воздухе. К тому же, навыки самостоятельности в жизни обязательно пригодятся.

3.    Немаловажным фактором является творческое развитие ребенка. Пение, танцы, рисование, лепка. К тому же, профессиональные преподаватели действительно помогают малышу проявить себя в каком-либо виде искусства и открыть новые способности.

    Отводить кроху в сад нужно ежедневно, не допуская пропусков без уважительных причин. Это приучает к дисциплине и вырабатывает чувство ответственности.

    Следует убедить ребенка в том, что посещение садика – это ответственное дело, его работа, которую пропускать никак нельзя.

Семь причин посещать детское дошкольное учреждение:

  1. Социальная адаптация. Именно в саду малыш впервые сталкивается с социальными нормами поведения и учится себя правильно вести в социуме. Здесь у ребенка больше, чем дома возможностей наблюдать, анализировать и делать выводы.
  2. Умение себя вести в коллективе. Всегда можно по поведению отличить ребенка, который до школы посещал сад. В саду дети приобретают нужные поведенческие навыки и в школе им проще влиться в коллектив.
  3. Приобретение знаний и опыта. Сидя дома у ребенка меньше способов получения информации, в саду же дети обмениваются знаниями, а также в процессе игры закрепляют полученную от воспитателя информацию.
  4. Развитие личностных качеств. Сидя дома, малыш перенимает некоторые черты характера родителей и бабушек, а в общении со сверстниками у него четче проявляются индивидуальные черты характера.
  5. Самостоятельность. Детям, посещавшим дошкольное учреждение, легче пережить адаптационный период в школе.
  6. Приобретение иммунитета. Часто болевшие в саду дети, в школе уже практически не пропускают занятий, в отличие от тех, кто сидел дома.
  7. Обучение дисциплине. Это пригодится на протяжении всей жизни — как в школе и институте, так и на роботе.

 

свернуть

«Безопасное использование Интернета и мобильной связи детьми»

В настоящее время телевизоры и компьютеры окружают нас повсюду: дома, на работе, в общественном транспорте, в магазинах и даже на улице. Мы не представляем жизни без телефонов, и других гаджетов, ведь это так актуально быть всегда на связи. Каждый осознает вред и зависимость от этих устройств, но отказаться нам не позволяет время (век).

 А наши дети? На кого они смотрят? С кого берут пример? Очень важно осознавать опасность, которую приносят электронные устройства, попадая в руки малышей практически с рождения. И если нам, взрослым, уже не обойтись без этих устройств, то детей мы вполне можем ограничить. И на это есть веские причины. Как отмечают специалисты, нынешнее поколение растет с серьезными нарушениями здоровья и психического развития.

Многим родителям невдомёк, что у детей до семилетнего возраста виртуальный и реальный миры абсолютно тождественны… Они просто не умеют отличать то, что им показывают по телевизору, во что они играют на компьютере, от того, что происходит за пределами экрана. На экране всё интереснее и динамичнее, чем в жизни. Мир зла страшен, но притягателен. Дети, не обученные отличать добро от зла, начинают вести себя, как экранные герои.

Дело усугубляется ещё тем, что ребёнок, попавший в компьютерную зависимость, может никогда из неё не выйти. Запретительные меры вызывают в нём ярость и агрессию.

Происходит нарушение осанки, зрения, отставание в развитии тонкой и общей моторики, снижение общей двигательной активности и координации движений. А вдобавок к этому отставание в развитии речи. В последние годы и родители, и педагоги всё больше жалуются на задержки речевого развития – дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна, дети с трудом подбирают слова, чтоб выразить свою мысль. Все это потому, что наши дети слишком мало используют речь в общении с близкими взрослыми. Слишком много времени проводят у экранов телевизоров, где не требуется ответа, живого общения. Им не хватает «практики» общения. Все внимание уходит на зрительное восприятие картинки, на поглощение, а не на отдачу. В этом конечно большая вина родителей, после работы мы устаем, и сами усаживаем детей смотреть очередные мультики. Поэтому очень часто дети предпочитают молчать, а изъясняются криками или жестами. Как следствие, серьезно нарушается формирование внутренней речи. А ведь во внутренней речи совершается не только мышление, но и воображение, и переживание, и любое представление, словом всё, что составляет внутренний мир человека, его душевную жизнь. Вслед за речью у детей отмечается резкое снижение фантазии и творческой активности. Они теряют способность и желание чем-то занять себя. Им скучно рисовать, конструировать, придумывать новые сюжеты. Их ничего не интересует и не увлекает. Им малоинтересно общаться друг с другом. Ведь куда легче нажать на кнопку и ждать готовых развлечений.

Растет число страхов у детей, в том числе не свойственных их возрасту, агрессия. Герои большинства западных мультфильмов позволяют себе грубить, хамить, бить друзей, высмеивать! А вы обращали внимание на озвучку современных мультиков? Специально искаженные, шепелявые, гнусавые голоса! Это запоминается ребенком, и он начинает подражать «положительному» главному герою. Все это искажает картину мира ребенка, формирует неправильное представление о том, какой должна быть семья, дружба, какие качества ценны в человеке. В этих мультфильмах нет места таким качествам как доброта, милосердие, трудолюбие, спокойствие, мудрость. Показываемое насилие в "мультиках" и компьютерных играх учит презирать слабого, навязывает не только особый образ жизни, но даже особую манеру общения. А родителям потом остается только удивленно восклицать «Я его таким не воспитывала!». Конечно же, не воспитывали. Телевизор и компьютер сделали это за вас.

Самые распространенные негативные последствия влияния компьютера на ребенка:

Утомляемость.

Когда ребенок несколько часов подряд сидит за компьютером, он очень быстро переутомляется. Причиной тому является нервно-эмоциональное напряжение, требующее от ребенка постоянной концентрации внимании и быстрого реагирования на то или иное действие.

Компьютерная зависимость. Компьютерные игры приводят к постоянному возбуждению участков мозга, отвечающих за удовольствие. В итоге ребенку хочется получать удовлетворение как можно дольше, а это уже настоящая зависимость. Дети, играющие в компьютерные игры, более агрессивны и неспособны контролировать свои эмоции.

Нарушение работы мелкой моторики рук.

Очень сильно страдает мелкая моторика рук, ведь щелканье мыши и кнопок клавиатуры не может  поспособствовать её развитию.

Воплощение игры в реальность. Компьютерные игры наносят большой вред детскому восприятию. Дело в том, что дети очень любят переносить в жизнь то, что видят по телевизору или в компьютере.

Ученые провели исследования, в результате которых доказано, что дети, которые проводят за компьютером очень много времени, не могут грамотно писать и разговаривать.

Рекомендуется, как можно дольше оттягивать знакомство ребёнка с компьютером.  Желательно, до тех пор, пока он, по-настоящему, не станет большой необходимостью. В возрасте от 3 до 6 лет происходит интенсивное развитие психики: кроха всем интересуется, фантазирует и учится контролировать свое поведение. Он начинает стремиться к самостоятельной деятельности. Ребенок учится планировать свои действия и понимать чувства других людей.

Поэтому для детей этого возраста более важными являются активные игры, а не компьютерные. Они оказывают положительное влияние на нервную систему, способствуют развитию моторики (особенно игры с природными материалами), речи и обеспечивают зарядом положительных эмоций. К тому же ребенок учится общаться с другими детьми.

Детям старше трёх лет, если и  разрешать смотреть мультфильмы и играть в компьютерные игры, то только  выборочно и строго определив время.

Компьютерные технологии открывают огромные возможности перед человеком, но ни один компьютер никогда не заменит простого эмоционального общения со сверстниками, родителями и близкими.

Пусть ребёнок рисует, играет, конструирует, лепит, придумывает, строит, общается. Пусть живёт реальной жизнью. А компьютер и телефон от него никуда не денется. Он научится всё это использовать за несколько дней, когда придёт время. Не нужно торопить события. Пусть детство будет настоящее, а не компьютерное.

   Педагог-психолог Ю.А. Лепешко     

 

 

 

 

свернуть

Причины детского суицида. Его профилактика.

 К сожалению, даже в современной жизни, которая крайне богата различными происшествиями - конфликтными разборками, несчастными случаями, стихийными бедствиями - порой встречаются такие события, которые способны повергнуть в шок самых опытных медиков и следователей. К таким происшествиям относится детский суицид.  Суицид – это умышленное лишение себя жизни. 

   Ребенок является олицетворением начала жизни, перед ним лежит большое количество самых различных дорог и возможностей, ему еще только предстоит познать все то, что готова предложить человеку жизнь. Детская смерть, пожалуй, самое нелепое и трагичное событие, которое только можно себе представить. Но если со смертью от тяжелых заболеваний волей – неволей приходится мириться и принимать ее, то смерть в результате суицида всегда словно гром среди ясного неба. Разум окружающих людей просто отказывается воспринимать эту страшную реальность -   добровольный уход из жизни ребенка или подростка. 

 Детский суицид – это то, чего практически всегда можно избежать. Главное, что для этого необходимо – это вовремя заметить тревожные сигналы. Ни один ребенок не решит уйти из жизни и воплотить свое решение в жизнь за считанные часы. Как правило, подобное решение зреет в голове у ребенка не один день, и даже не неделю. И все это время ребенок отчаянно взывает к взрослым, различными способами давая понять родителям, что ему очень плохо. Внимательные родители ни за что не оставят без внимания изменившееся поведение их чада. 

  Возраст детей, совершающих попытку суицида. 

 Статистика самоубийств показывает, что обычно попытки суицида не совершают дети младше 11 лет. Но не стоит обольщаться и считать, что у маленьких детей  не бывает тяжелого психического состояния. Просто малыши еще до конца не осознают, что такое смерть. До 3-х лет ребёнок ещё не имеет границ, отделяющих его от окружающего мира, не различает мёртвое и живое. У него нет представлений о времени, о будущем, а значит, и о смерти. Если в течение первых лет жизни ему приходится сталкиваться с феноменом смерти, то возникающие в связи с этим представления и эмоции лишь отражают реакции на смерть значимых для него людей, особенно матери. 

У дошкольников некоторые представления о смерти уже, как правило, сформированы. Однако при этом они считают смерть уделом исключительно стариков, не допуская мысли о возможности прекращения собственной жизни. 

 И если детский суицид все же, к счастью, встречается достаточно редко, то про подростковые самоубийства нельзя сказать то же самое. Именно на возраст 13 – 16 лет приходится пик подростковых самоубийств. Многие детские психологи склоняются к мысли, что желание смерти – это достаточно распространенная реакция подростковой психики на возникновение стрессовой ситуации. Детская психика настолько ранима, что ребёнок может свести счёты с жизнью из – за конфликта с родителями или после очередной воспитательной беседы. 

Причины детского суицида

  Важно понимать, что суицидальное поведение – это не только крик о помощи. Это в какой – то мере ответ на глубинные переживания человека, признание своей растерянности перед тем, что для него по – настоящему важно и что он по тем или иным причинам не в состоянии разрешить. Ведущим фактором подростковых суицидов является преобладание чувств безнадёжности и беспомощности. 

 Среди людей очень широко распространено мнение, что попытки суицида совершают только психически неуравновешенные люди, которые страдают различными психическими заболеваниями. На самом же деле это совершенно не так. Подавляющее большинство самоубийств совершается абсолютно психически здоровыми людьми, которые очень четко отдают себе отчет в своих действиях. 

Как правило, причинами суицида становятся сугубо личные причины и переживания, проблемы, которые подростку зачастую кажутся абсолютно неразрешимыми. Причем,  взрослые очень удивляются, когда узнают, что толкнуло ребенка на подобный шаг – причина может быть столь незначительной, что взрослый человек просто – напросто не обратил бы на нее особого внимания. Для ребенка же она глобальна. 

  Проблемы, которые наиболее часто становятся причиной самоубийств 

  1. Ссора с друзьями. Причем ссора может быть из-за абсолютного пустяка. 
  2. Расставание с любимым человеком или его измена. В подростковом возрасте дети уверенны, что первая любовь – это навсегда и относится к ней крайне серьезно.
  3. Смерть кого – либо из близких родственников.
  4. Частое попадание ребенка в стрессовые ситуации.
  5. Сложная психологическая обстановка в семье – ссоры с родителями, скандалы родителей между собой, их развод.
  6. Затяжное депрессивное состояние подростка.
  7. Проблемы ребенка с наркотиками. Как правило, наркотическая зависимость влечет за собой финансовые проблемы и проблемы с правоохранительными органами.
  8. Игровая зависимость и зависимость от интернета.
  9. Насилие в семье. Зачастую ребенок считает себя виноватым в происходящем и боится рассказать взрослым о происходящем. 
  10. Подростковая беременность. Беременность девочки подростка становится поводом для суицида примерно в 21% всех случаев.

Зачастую трагедии можно избежать. Профилактика детского суицида зачастую помогает избежать самого страшного – смерти ребенка. Главное, что для этого необходимо – это внимание родителей к изменениям, происходящим в поведении ребенка. Зачастую первыми тревожными звоночками могут стать сущие пустяки – фраза, оброненная якобы случайно. 

  Симптомы детского суицида

Всегда обращайте пристальное внимание на следующие факторы, свидетельствующие о том, что возможен детский и подростковый суицид. 

  1. Разговоры ребенка о самоубийстве, нездоровые фантазии на эту тему, акцентирование внимания на эпизодах суицидов в фильмах, новостях.
  2. Появление у ребенка литературы о суицидах, просмотр соответствующей информации в интернете.
  3. Попытки ребенка уединиться. Стремление к одиночеству, отказ от общения не всегда свидетельствует о предрасположенности к самоубийству, но всегда говорит о моральном дискомфорте ребенка.
  4. Разговоры и размышления ребенка о том, что он абсолютно никому не нужен, что в том случае, если он исчезнет, его никто не будет искать, и даже не заметит его отсутствия. Ни в коем случае не оставляйте такие заявления без внимания и не подшучивайте над ними. Постарайтесь выяснить причину подобного настроения и убедить ребенка в обратном.
  5. Даже музыка или живопись могут послужить симптомами для родителей о том, что что-то не так. Обращайте внимание на то, какую музыку слушает ваш ребенок.
  6. Тщательно маскируемые попытки ребенка попрощаться с вами – непривычные разговоры о любви к вам, попытки закончить все свои дела как можно быстрее.
  7. Дарение своих любимых и наиболее ценных вещей, с которыми он раньше не расставался, друзьям, близким.
  8. Физические жалобы, жалобы на боли внутри, энурез.
  9. Резкое изменение настроения, эмоциональная неуравновешенность, аффективные реакции.
  10. Обсуждение способов суицида, поиск одобрения самоубийц.
  11. Прямые угрозы покончить с собой.

  Действия родителей по профилактике детского суицида 

   Если хоть что-то в поведении вашего ребенка вам показалось странным, либо тревожным, немедленно бросайте все свои дела и старайтесь практически все время проводить рядом с ребенком до тех пор, пока не будете твердо уверенны в том, что суицидальное настроение вашего ребенка ушло без следа. Бейте тревогу! Не ждите, что всё пройдёт само собой. Остановите его, подошедшего слишком близко к опасной черте. Ведь, возможно, ваши сын или дочь стоят уже у самого края. И уж ни в коем случае постарайтесь не совершить роковой ошибки – нечаянно подтолкнув собственного ребёнка в адскую пропасть только оттого, что его трагедия показалась вам маленькой, несущественной. Если же вы не в состоянии самостоятельно справиться с существующей проблемой, не стесняйтесь и немедленно обращайтесь за помощью к детским психологам или даже психиатрам. 

Психологами доказан тот факт,  что зачастую подростки совершают попытку самоубийства не потому, что на самом деле хотят умереть. Причиной подобной попытки суицида становится банальное желание привлечь к себе внимание окружающих, своеобразный крик о помощи. Для таких детей перерезанные вены или таблетки являются лишь своеобразным способом заявить миру о степени своего отчаяния. Однако очень часто подобные попытки обратить на себя внимание приводят к инвалидности, а то и к смерти ребенка. 

  Действия родителей при попытке суицида

 Если все же предотвратить несчастье не удалось, и ребенок совершил попытку суицида, родители должны принять комплекс срочных мер. Разумеется, первым вашим чувством будет испуг и облегчение от того, что жизнь ребенка все же удалось спасти. 

  1. Не скрывайте свои чувства от ребенка под маской равнодушия и уж тем более гнева.      Ребенок должен чувствовать, что вы очень любите его и дорожите им. 

2.Ни в коем случае не пренебрегайте помощью профессионалов – зачастую справиться с проблемой своими силами практически невозможно. 

3.Следите за эмоциональным состоянием ребенка, попавшего в беду. Зачастую взрослые, зрелые люди далеко не всегда в состоянии совладать с собственными эмоциями. Что уж говорить о неокрепшей психике подростка. 

4.Ни в коем случае не конфликтуйте с ребенком, не обвиняйте его ни в чем. Постарайтесь понять вашего ребенка, войти в его положение и помочь ему. В том случае, если ребенок будет ощущать вашу помощь и поддержку, он наверняка не станет больше пытаться свести счеты с жизнью. 

    Рекомендации родителям по профилактике детского суицида. 

  1.Будьте предельно осторожны в своих словах и действиях. 

2.Не обижайте ребёнка, не унижайте, не наказывайте. 

3.Доверяйте ему и воспринимайте, как самостоятельную личность со своим мнением и желанием. 

4.Загляните в глаза ребёнка, который рядом с вами. 

5.Как можно чаще ведите с ребёнком «разговоры по душам». 

6.Общение с ребёнком ведите на позитиве. 

7.Создавайте «ситуацию успеха» для ребёнка. 

 8.Повышайте самооценку ребёнка, ведь заниженная самооценка ведёт к тревожности, замкнутости, неуверенности, комплексу неполноценности. 

9.Чаще улыбайтесь, дарите радость детям. 

10.Любите и дорожите своим ребенком. 

11.Чаще обнимайте своего сына и дочь. 

12.Покажите своему ребёнку, что он вам небезразличен, пусть он почувствует себя любимым. Убедите его, что безвыходных ситуаций не бывает, что все беды – временны! И вы всегда будете с ним  рядом. 

 Детская жизнь – это самое хрупкое и самое драгоценное чудо, которое дарит людям судьба. И от нас зачастую зависит то, насколько счастливой и длинной она станет. 

   Ведь дети – тонкие и хрупкие одуванчики, которые так легко превратить в голые былинки! Они – наше будущее! Встанем же на их защиту! Будем помощниками и опорой для них!

Педагог-психолог Юлия Александровна Лепешко

свернуть

НЕ ХОЧУ ИДТИ В ДЕТСКИЙ САД. ПОЧЕМУ?

Что делать родителям, чтобы малыш быстрее адаптировался.
развернуть

Предлагаем взрослым найти ответ на этот вопрос и вместе со своим малышом посмотреть мультфильм о девочке, которая не хотела ходить в детский сад

В 3 года ребенок не хочет идти в садик, советы психолога, что делать родителям, чтобы малыш быстрее адаптировался:

  • нельзя поддаваться на крики и истерики, и уже придя в сад, разворачиваться у самых дверей и вести кроху обратно домой;
  • не затягивать сцену прощания, иначе истерика грозит затянуться надолго. Перед уходом мама должна сказать, что обязательно вернется, чтобы малыш не думал, что его бросают;
  • если первое время кроха сильно плачет после ухода мамы, ему очень тяжело дается расставание с ней, стоит попробовать бабушке или папе отводить малыша в сад;
  • дома играть с малышом в «детский садик», с помощью игрушек придумывая положительные ситуации. Одну из игрушек можно дать с собой, чтобы кроха с ней спал или просто хранил в своем шкафчике;
  • не стоит делать перерывы в посещениях без объективных причин (например, болезнь), это гарантированно затянет адаптационный период;
  • в присутствии крохи не отзываться негативно о поведении других детей или воспитателя. Напротив, говорить, что детки в группе все хорошие, к тому же воспитатель их любит;
  • дома максимально оградить нервную систему крохи от перегрузки. Малыш и так получает большой всплеск эмоций в саду, потому вместо мультиков лучше вместе почитать книжку или поиграть конструктором.

Правильный режим дня. Если ребенок привык поздно ложиться спать, он утром будет не выспавшимся. Дети в возрасте до 7-ми лет должны спать ночью не менее 10 часов, потому отбой должен быть не позже 21.00. Хорошо отдохнувший ночью малыш, не так остро воспримет уход мамы. А чтобы он не видел реакции своих товарищей на расставание с мамой, можно попробовать приводить его чуть-чуть позже, когда в яслях уже царит веселье.

В период адаптации нужно больше уделять внимания малышу, даря ему свою любовь и ласку. Важно объяснить, зачем необходимо посещать сад, чтобы у него не возникло мыслей, что это наказание.

Часто отказ малыша посещать детский сад — это неправильное поведение взрослых. Психологи выделяют целый ряд распространенных ошибок, совершаемых мамами, папами и бабушками в адаптационный период у крохи.

Ребенок не хочет ходить в садик, плачет, как нельзя себя вести родителям ни в коем случае, чтобы не нанести крохе психологическую травму, подскажут советы психологов:

  • нельзя приведя ребенка в группу, попросить воспитателя отвлечь его и незаметно исчезнуть, не попрощавшись и не сказав, что за ним вернутся. Когда малыш вспомнит о маме, он начнет ее искать, а не найдя, испугается. Ведь это самый сильный страх у детей — потерять маму, и малыш переживет сильнейший стресс. В дальнейшем он будет просто бояться ходить в сад, оставаясь там без мамы;
  • некоторые считают, что если малыша оставить в группе сразу на весь день, он быстрее привыкнет. Это неверное утверждение, адаптация должна проходить постепенно. Первые две недели кроху оставлять в группе нужно всего на два часа, третью неделю до обеда, в течение четвертой недели забирать после дневного сна, и только после месяца — можно оставить на весь день;
  • желание дать ребенку возможность утром поспать подольше, приводит к поспешным сборам. В спешке родители могут повышать на кроху голос, и у него возникает ассоциация, что это связано с садиком. Ведь собирая малыша в иное место, родители так себя не ведут. Нужно придерживаться режима, будить кроху в одно и то же время, оставляя достаточно времени на сборы. Можно придумать какой-нибудь ритуал, повторение которого будет доставлять крохе удовольствие. Тогда и в ясли он будет идти с хорошим настроением.
  • нельзя говорить, что мама сейчас вернется. Нужно твердо сказать, что мама придет в определенное время. Иначе ребенок будет ждать маму каждую секунду, и ее длительное отсутствие будет все больше погружать его в состояние стресса;
  • категорически нельзя пугать детей садиком. Мол, будешь так себя вести, воспитатель будет наказывать, детки не будут дружить. Это приведет к тому, что малыш будет постоянно ожидать чего-то негативного со стороны взрослых или сверстников.

 

Некоторые дети после ухода мамы, немного похныкав, быстро успокаиваются. Бывают же такие, которые плачут все время пребывания в группе и продолжают плакать даже дома. Советы психолога, что делать родителям, если ребенок не хочет ходить в садик:

  • по дороге беседовать с крохой, всеми силами стараясь поднять ему настроение. Говорить, что там весело, много друзей и веселых игр;
  • собирая карапуза, позволить ему самостоятельно решить, что он хочет одеть. Возможно, это будет какая-то любимая вещь, приносящая ему успокоение и напоминающая о доме;
  • не поддаваться на провокации и не позволять ребенку манипулировать мамой посредством истерик. Он должен понимать, что слезы не помогут ему избежать попадания в группу – это неизбежность;
  • отдавая и забирая кроху, демонстрировать хорошее настроение. Дети очень тонко чувствуют настрой мамы, и если она будет нервничать, малыш на протяжении дня тоже будет капризным.
  • расставание с мамой можно превратить в своеобразный ритуал с каким-нибудь обязательным элементом. Выполнение одного и того же ритуала прощания, вызовет у крохи уверенность, что за ним обязательно придут сегодня, так же как пришли вчера или позавчера.

Семь причин посещать детское дошкольное учреждение:

  1. Социальная адаптация. Именно в саду малыш впервые сталкивается с социальными нормами поведения и учится себя правильно вести в социуме. Здесь у ребенка больше, чем дома возможностей наблюдать, анализировать и делать выводы.
  2. Умение себя вести в коллективе. Всегда можно по поведению отличить ребенка, который до школы посещал сад. В саду дети приобретают нужные поведенческие навыки и в школе им проще влиться в коллектив.
  3. Приобретение знаний и опыта. Сидя дома у ребенка меньше способов получения информации, в саду же дети обмениваются знаниями, а также в процессе игры закрепляют полученную от воспитателя информацию.
  4. Развитие личностных качеств. Сидя дома, малыш перенимает некоторые черты характера родителей и бабушек, а в общении со сверстниками у него четче проявляются индивидуальные черты характера.
  5. Самостоятельность. Детям, посещавшим дошкольное учреждение, легче пережить адаптационный период в школе.
  6. Приобретение иммунитета. Часто болевшие в саду дети, в школе уже практически не пропускают занятий, в отличие от тех, кто сидел дома.
  7. Обучение дисциплине. Это пригодится на протяжении всей жизни — как в школе и институте, так и на роботе.

Кроме того, отдавая ребенка в сад, у родителей появляется возможность отдохнуть от круговерти бытовых хлопот и заняться самореализацией.

свернуть

«Детство без жестокости и слёз!»

          Насилие над детьми достаточно распространенное явление в современном обществе, ведь дети – самая незащищенная социальная группа.

В последнее время всё более актуальной становится проблема насилия, осуществляемого в отношении ребёнка со стороны взрослых членов семьи, которая может носить комплексный характер или проявляться в определенных разновидностях.

Под домашним или семейным насилием понимают определенную систему поведения одного члена семьи по отношению к другому (другим).

Насилие – это сила слабого в самоутверждении через подавление других.

Виды насилия в отношении детей в рамках семьи:

1.Физическое насилие;

2.Психологическое (эмоциональное) насилие;

3.Пренебрежение основными нуждами ребенка;

4.Сексуальное насилие.

Физическое насилие – преднамеренное нанесение ребенку кем-либо физических повреждений, которые могут привести к смерти ребенка или вызывают серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического или психического здоровья, ведут к отставанию в развитии. К физическому насилию относится также вовлечение ребенка в употребление алкоголя, наркотиков, токсических веществ.

Возможные признаки!                                                                        

  • Множественные повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, ремня, сигаретный ожог, кровоизлияние в глазное яблоко, участки облысения на голове, и т.д.);
  • Задержка физического развития;
  • Признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, неприятный внешний вид, сыпь);
  • Боязнь идти домой после школы;
  • Одиночество, отсутствие друзей;
  • Отсутствие сопротивления случившемуся, пассивное реагирование на боль, стремление скрыть причину повреждения и травм;
  • Болезненное отношение к замечаниям, критике, негативизм, агрессивность
  • Лживость, воровство;
  • Жестокое обращение с животными;

Психическое (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.

Возможные признаки!

  • Задержка физического, умственного развития;
  • Различные соматические заболевания (ожирение, резкая потеря массы тела, язва желудка, кожные заболевания);
  • Беспокойство или тревожность;
  • Нарушение сна и аппетита;
  • Длительно сохраняющаяся подавленность;
  • Склонность к уединению;
  • Агрессивность;
  • Неумение общаться, налаживать отношения;
  • Низкая самооценка;
  • Плохая успеваемость.

Формы психологического насилия: отвержение, терроризирование, изоляция, эксплуатация, игнорирование потребностей.

Непременным условием для всестороннего развития ребенка является его общение со взрослым. Недостаток речевого общения ребенка со взрослыми (как следствие социальной депривации) существенно сказывается на его развитии. У детей, находящихся в условиях социальной депривации задерживается развитие всех психических процессов и не формируется речевая деятельность. Это препятствует развитию речемыслительной, познавательной деятельности, овладению знаниями.

Сексуальное насилие – вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия со взрослыми.

Возможные признаки!

  • Резкие изменения веса (потеря или прибавка);
  • Замкнутость, стремление избегать любых физических контактов, страхи;
  • Трудности в общении с ровесниками, избегание общения с ними, отсутствие друзей своего возраста или отказ от общения с прежними друзьями;
  • Изменение ролевого поведения (берет на себя функции родителей в игре, в общении);
  • Несвойственное возрасту сексуально окрашенное поведение;
  • Беспричинные нервно-психические расстройства, депрессия, низкая самооценка;
  • Падение самооценки.

Преступления против половой неприкосновенности или половой свободы. ГЛАВА 20 Уголовного кодекса РБ. СТ. 166-170 УК РБ   караются законом РБ

Для предупреждения насилия с ребенком должна вестись разъяснительная работа о вероятных посягательствах на его свободу со стороны разных окружающих. В семье должна быть атмосфера доверия, важно уметь выслушать своего ребенка.

Пренебрежение нуждами ребенка – отсутствие элементарной заботы о ребенке (моральная жестокость), недобросовестное выполнение обязанностей по воспитанию ребенка, в результате чего появляется угроза его здоровью или развитию.

Возможные признаки!

  • Ребенок одет не по сезону, не по размеру;
  • Ребенок немытый, от него плохо пахнет;
  • Ребенок ослаблен, голоден;
  • Нарушение режима сна;
  • Оставление детей надолго без присмотра;
  • Травмы из-за недосмотра за ребенком;
  • Нелеченые заболевания;
  • Ребенка не забирают вовремя из детского сада, либо он не посещает его.

Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но их все объединяет одно - ущерб здоровью ребенка или опасность для его жизни.

          

 

Педагог – психолог     Лепешко Ю.А.

свернуть

Скоро в школу. СОВЕТ №3

Важно, чтобы до школы у ребенка был достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми — и взрослыми и детьми. Давайте малышу возможность попрактиковаться в установлении новых контактов. Это может происходить в поликлинике, на детской площадке, в магазине.

· Некоторые дети теряются, не имея навыка «выживания в толпе» (зайдите в любую школу на перемене). В качестве тренировки время от времени можно взять сына или дочку на большое увеселительное мероприятие, проехаться в общественном транспорте.

· Не секрет, что не всегда окружающие доброжелательны и полны понимания. Учите ребенка не теряться, когда тебя критикуют или — детский вариант — дразнят. Готовьте его к тому, что в школе он может столкнуться и с негативными оценками своей работы. То есть дома важно иметь опыт и похвалы и порицания. Главное,чтобы малыш понимал: критикуя его, вы даете оценку не его личности в целом, а конкретному поступку. Прекрасно, если выработана достаточно устойчивая положительная самооценка. Тогда на замечание или на не слишком высокую оценку учителя ребенок не обидится, а постарается что-то изменить.

· Важно для ребенка уметь выражать свои потребности словами. Дома окружающие понимают его с полуслова или по выражению лица. Не стоит ждать того же от учителя или одноклассников. Просите малыша сообщать о своих желаниях словами, по возможности организуйте такие ситуации, когда ему нужно попросить о помощи незнакомого взрослого или ребенка.

· В школе малыш может попасть в ситуацию сравнения со сверстниками. Значит, стоит еще до школы понаблюдать за ним в играх, включающих соревновательный момент, конкуренцию детей. Как он реагирует на успех других, на свои неудачи и тому подобные ситуации?

· Старайтесь, чтобы ребенок привыкал работать самостоятельно, не требовал постоянного внимания и поощрения со стороны взрослого. Ведь на уроке учитель вряд ли сможет уделить каждому одинаковое внимание. Постепенно переставайте хвалить ребенка за каждый шаг в работе — хвалите за готовый результат.

· Приучайте малыша спокойно сидеть и работать в течение определенного времени. Включайте в распорядок дня самые разнообразные занятия, чередуя спокойную работу за столом с подвижными играми. Особенно это важно для возбудимого, подвижного ребенка. Постепенно он привыкнет к тому, что визжать и бегать можно в определенное, «шумное» время. Тогда будет способен и в школе дождаться перемены.

· Давайте ребенку чаще альбом для рисования, пластилин. Пусть творит, тренируя тем самым мелкие мышцы кисти и улучшая координацию движений пальцев. С этой же целью можно обучить ребенка вышиванию, вязанием крючком.

· С первых дней ваш первоклассник будет чувствовать себя уверенно, если заранее привить ему элементарные навыки работы на уроке. Например, научить правильно держать карандаш, ориентироваться на странице тетради или книги, внимательно слушать инструкцию и выполнять ее, отсчитывать нужное количество клеточек и т. д.

· Если будущий ученик будет время от времени учить стихи наизусть, его память, станет намного лучше. Просите ребенка рассказывать стихи родственникам, знакомым, соседям. Тем самым вы поможете сформировать у ребенка навык выступать перед аудиторией, который потом ему очень пригодится на уроке.

Скоро Ваш ребенок переступит порог школы, что существенно изменит всю его привычную жизнь. Переход из детского сада в школу – важная ступень в жизни каждого ребенка. Оказываясь в новых социальных условиях, дети часто бывают к ним не готовы, что, сказывается на их эмоциональной сфере. Поэтому важно, готовить ребенка к школе, ведь все, чему вы научите его сейчас, поможет ему быть успешным в школе.

Совет 1. Заранее познакомьтесь со школой, условиями обучения и учителем.

Совет 2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретится в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

Совет 3. Выделите ребенку место для занятий дома.

Совет 4. Поддерживайте в ребенке его стремление стать школьником.

Совет 5. Избегайте чрезмерных требований к ребенку.

Совет 6. Составьте вместе с будущим первоклассником распорядок дня и следите за его соблюдением.

Совет 7. Приучайте ребенка содержать в порядке свои вещи и школьные принадлежности.

Совет 8. Ребенок имеет право на ошибку. Поэтому не относитесь к его первым неудачам как к краху всех ваших надежд.Помните: ему очень необходима ваша помощь и поддержка.

Совет 9. Не пропустите первые трудности в обучении. Обращайте внимание на любые затруднения, особенно если они становятся частыми.

Совет 10. Не перенагружайте ребенка учебой. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игр.

И помните: самое главное — верить, что у сына или дочки все сложится хорошо!

свернуть

Скоро в школу. СОВЕТ№2

Психологическая готовность ребенка к школе включает в себя личностную и волевую готовность.

1. Личностная готовность ребенка к школе заключается в формировании у него готовности к принятию новой социальной позиции школьника — положения школьника. Позиция школьника обязывает занять иное, по сравнению с дошкольником, положение в обществе, с новыми для него правилами. Эта личностная готовность выражается в определенном отношении ребенка к школе, к учителю и учебной деятельности, к сверстникам, родным и близким, к самому себе.

Отношение к школе. Выполнять правила школьного режима, своевременно приходить на занятия, выполнять учебные задания в школе и дома.

Отношение к учителю и учебной деятельности. Правильно воспринимать ситуации урока, правильно воспринимать истинный смысл действий учителя, его профессиональную роль.

Отношение к родным и близким. Имея личное пространство в семье, ребенок должен испытывать уважительное отношение родных к его новой роли ученика. Родные должны относиться к будущему школьнику, его учению, как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Учение для ребенка становится основным видом его деятельности.

Отношение к самому себе,к своим способностям, к своей деятельности, ее результатам. Иметь адекватную самооценку.

2. Волевая готовность заключается в способности ребенка напряженно трудиться, делая то, что от него требует учитель, режим школьной жизни. Ребенок должен уметь управлять своим поведением, умственной деятельностью.

Наличие волевых качеств у ребенка поможет ему длительное время выполнять задания, не отвлекаясь на уроке, доводить дело до конца. Сначала взрослые с помощью слова регулируют поведение ребенка, потом, усваивая практически содержание требований взрослых, он постепенно начинает с помощью собственной речи регулировать свое поведение, делая тем самым существенный шаг вперед по пути волевого развития. После овладения речью слово становится для детей не только средством общения, но и средством организации поведения.

Одним из центральных вопросов воли является вопрос о мотивационной обусловленности тех конкретных волевых действий и поступков, на которые человек способен в разные периоды своей жизни.

Социальная готовность подразумевает потребность в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, способность принимать роль ученика, умение слушать и выполнять инструкции учителя, а также навыки коммуникативной инициативы и самопрезентации. Сюда можно отнести и такие личностные качества, как умение преодолевать трудности и относиться к ошибкам как к определенному результату своего труда, умение усваивать информацию в ситуации группового обучения и менять социальные роли в коллективе класса. Очень важна роль родителей, от которых ребенок будет ждать понимания, принятия и помощи.

Что важно сделать перед школой?

1. Развивать мелкую моторику рук.

2. Сформировать интерес к книге.

3. Приучить соблюдать режим дня.

4. Сформировать навыки самообслуживания и самостоятельности.

5. Научить ребенка общаться со сверстниками.

Особое внимание уделите развитию усидчивости и волевых процессов:

Научите ребенка управлять своими желаниями, эмоциями и поступками. Он должен уметь подчиняться правилам поведения и выполнять задания по образцу.

Ежедневно занимайтесь интеллектуальным развитием ребенка:

• во время прогулок обращайте внимания на различные явления природы (дождь, снег, туман, радуга). Выучите названия времен года.

• учите с ребенком названия животных, растений, предметов быта и школьных принадлежностей, опреде-ляйте их особенности и назначение.

• развивайте связную речь. Учите ребенка пересказывать сказки и составлять рассказы по картинкам. Следите за правильностью произно-шения и грамотностью речи.

• научите ребенка считать до 100 и сравнивать количество предметов. Познакомьте с изображением цифр.

• развивайте мелкую моторику рук ребенка, с помощью рисования, штриховки, раскрашивания, мозаики, лепки, нанизывания бусинок, пуговиц.

• научите ребенка различать и правильно называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, сравнивать и различать предметы по величине (больший, меньший) и цвету.

свернуть

Советы родителям будущих первоклассников от педагога-психолога. СОВЕТ №1

«…Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком». Л. С. Выготский
развернуть

Последний год перед поступлением ребенка в школу приносит много тревог его родителям. За этот достаточно долгий срок некоторые мамы и папы пытаются изучить со своим сыном или дочерью программу первого класса. Однако делать подобное ни к чему. Лучше убедиться в том, что ребенок обладает достаточной психологической зрелостью для обучения в школе.

Почему же так необходимо определить готовность ребенка к школе в самом начале обучения, а еще лучше – до поступления в школу? Что же такое «готовность к школе»? для чего это нужно знать родителям? Попробуем разобраться.

Что нового возникает в жизни ребенка с того момента, как он, вооружившись ранцем и букетом цветов, отправляется в школу?

1. Ребенок переходит к систематической учебной деятельности. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Нужно заметить, что поступление ребенка в школу не означает отказа от игр, т. к. по-прежнему значительную часть своего времени первоклассник уделяет именно им.

2. Возникают отношения «ученик — учитель». Они требуют от первоклассника принятия роли ученика, т. е. умения слушать и выполнять указания учителя.

3. Приобретается статус ученика. Школа воспринимается им как символ дальнейшего развития. А что разовьет в себе, чего достигнет, пребывая в ее стенах, — во многом зависит от нас, взрослых.

Школьная готовность — это комплексное явление, включающее в себя интеллектуальную, психологическую и социальную готовность.

Интеллектуальная готовность ребенка к школе заключается в определенном кругозоре, запасе конкретных знаний, в понимании основных закономерностей, развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, умение устанавливать связи между явлениями и событиями.К 6-7 годам ребенок должен знать:

§ свой адрес и название города, села, поселка, в котором он живет;

§ название страны и ее столицы;

§ имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;

§ времена года, их последовательность и основные признаки;

§ названия месяцев, дней недели;

§ основные виды деревьев и цветов.

Ему следует уметь различать домашних и диких животных, понимать, что бабушка – это мама отца или матери.

Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и своем ближайшем окружении.

свернуть