Экспериментальный проект

Семейный шашечный турнир

В нашем детском саду проводился шашечный турнир, где принимали участие ребенок и родитель старшей группы. Дети играли с детьми, родители с родителями. Несмотря на то, что правила шашек достаточно просты, игру можно назвать одной из самых динамичных настольных стратегий. Каждая партия уникальна, и результат исхода игры зависел от навыков соперников. Преодолевая волнение, каждый участник стремился к победе.

«Шашки! Шашки!

Супер шашки!

Их нельзя ни с чем сравнить.

Просто поиграйте в шашки.

Постарайтесь полюбить!

свернуть

Почему важно учить ребенка играть в шашки и шахматы

Часто у родителей детей 5-6 лет появляются проблемы - чем и как занять вечернее время дошкольника, чтобы это приносило ему пользу и развивало его способности? Родители хотят вырастить своих детей успешными, умеющими преодолевать трудности, достигать поставленной цели. Но как привить ребёнку тягу к самостоятельному мышлению, как отвлечь ребенка от бесцельного сидения за компьютерными играми? Один из лучших способов – научить его игре в шашки и шахматы! Игра в шашки и шахматы – очень мощный инструмент гармонического развития интеллекта ребенка в игровой форме. Начинать учить ребенка играть в шашки или шахматы можно с дошкольного возраста. Пятилетний ребенок очень активный и неусидчивый, но уже способен в игровой форме освоить игровые приемы и научиться соблюдать правила игры в шашки или шахматы. Внимание в этом возрасте уже более устойчивое, произвольное, формируется наглядно-образное мышление. Ребенок вполне может 20-25 минут заниматься одним видом деятельности, если ему интересно.

Благодаря играм в шашки и шахматы дети учатся быть терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в достижении поставленной цели, вырабатывают в себе работоспособность, умение решать логические задачи в условиях дефицита времени, тренируют память, учатся самодисциплине. Решение большого количества систематизированных дидактических заданий способствует формированию у детей способности действовать в уме и развитию морально-волевых качеств. Умные, талантливые и сильные духом дети - это залог будущего процветания нашей страны.

Советы для тех, кто хочет научить ребенка играть в шахматы и шашки самостоятельно

• Если вы сами не умеете играть ни в шашки, ни в шахматы, не беда — учитесь вместе с ребенком!

• Играйте с ребенком как можно чаще, и он станет вашим достойным партнером!

• Ребенок должен играть не только с игроками сильнее себя, но и слабее.

• Будьте терпеливы и последовательны.

• Хвалите за победу, даже за один верно сделанный ход.

• Учите проигрывать достойно.

Научите ребенка относиться к проигрышу в игре спокойно, без обид на соперника. Не критикуйте, иначе ребенок не захочет вообще никогда заниматься соревновательными играми. Обязательно найдите, за что похвалить, проанализируйте хорошие моменты игры и ошибки. Учите анализировать ошибки и извлекать урок на будущее!

Чем полезны шашки?

1. Развитие памяти.

В шашках так много потенциальных ходов, что любой игрок почти не может знать их все. Тем не менее, регулярная игра в шашки помогает детям развить более сильные навыки памяти, поскольку они развивают «словарный запас» потенциальных ходов и запоминают потенциальные результаты для каждого хода. Их хорошая память вознаграждена большим количеством побед.

2. Развитие концентрации.

Игроки в шашки выигрывают от большей силы концентрации. Нужно научиться сосредотачивать мышление и эффективно делать ходы, иначе вы потеряете игру из-за нехватки времени. Те, кто овладевают фокусом, становятся лучшими мыслителями и решателями проблем.

3. Надежное суждение.

Методом проб и ошибок, дети, играя в шашки учатся делать обоснованные суждения, основываясь на доске перед ними. Они узнают, какие ходы приводят к проигрышу, а какие с большей вероятностью закончатся победой, создавая основу для принятия обоснованных решений.

4. Принятие решений.

Игроки в шашки не могут быть слабонервными. Они должны наблюдать за доской и делать решительные шаги, направленные на получение определенного результата. Чем больше играют дети, тем решительнее они становятся во всем.

5. Решение проблем.

Логика, необходимая для успешной игры в шашки, помогает детям развить хорошие навыки решения проблем. Когда они видят потенциальные шаги перед ними, они должны научиться логически выбирать лучшую стратегию. Этот тип мышления помогает детям решать и другие повседневные проблемы.

Процесс обучения азам игр в шашки и шахматы способствует также развитию у детей способности ориентироваться на плоскости, развитию логического мышления, суждений, умозаключений; учит ребёнка запоминать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности; вырабатывает умение вести точные и глубокие расчёты, требующие предприимчивости, дальновидности, смелости, хладнокровия, настойчивости и изобретательности, фантазии, а также формирует волю к победе в напряжённой борьбе.

свернуть

Апробация дидактических материалов, направленных на логико-математическое развитие воспитанников старшего дошкольного возраста

Об экспериментальной деятельности...

 

Руководитель проекта - Мельникова Марина Сергеевна, УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка, заведующий кафедрой методик дошкольного образования, кандидат педагогических наук.

Тема проекта «Апробация дидактических материалов, направленных на логико-математическое развитие воспитанников старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет)».

Участники экспериментального проекта:

  • заведующий учреждения образования 
  • заместитель заведующего по основной деятельности 
  • воспитатели дошкольного образования 
  • педагог-психолог
  • воспитанники старшей группы – 24 ребенка.

Сроки реализации: 2023 - 2024 учебный год.

Гипотеза: внедрение дидактических материалов (настольных логических игр, упражнений, образовательных ситуаций) в образовательный процесс учреждений дошкольного образования будет способствовать логико-математическому развитию, позволит совершенствовать качество образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями воспитанников старшего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет).

Цель экспериментальной деятельности заключается в определении эффективности и результативности дидактических материалов (настольных логических игр, упражнений, образовательных ситуаций), направленных на логико-математическое развитие воспитанников старшего дошкольного возраста

Задачи:

  1. Апробировать дидактические материалы (настольные логические игры, упражнения, образовательные ситуации), направленные на логико-математическое развитие воспитанников старшего дошкольного возраста.
  2. Выявить эффективность и результативность апробируемых дидактических материалов.
  3. Подготовить учебное издание для педагогических работников учреждений дошкольного образования по логико-математическому развитию воспитанников старшего дошкольного возраста.

Апробация дидактических материалов будет осуществляться в нерегламентированной деятельности в соответствии с распорядком дня воспитанников старшей возрастной группы (от 5 до 6 лет).

 

свернуть

Шашечный турнир

Игротека с родителями «Вместе играем в шашки и шахматы»

Как научить ребёнка играть в шашки

Правильное обучение ребёнка должно включать в себя несколько этапов:

Первым делам необходимо познакомиться с правилами игры.

  • объясните малышу, что есть ваши и его фигурки, и вы, как-бы, должны сражаться на игровом поле;
  • рассмотрите доску, она имеет 64 клеточки, одни белые, другие чёрные; расскажите, что фигуры выставляем только на чёрные, и только по ним можно передвигаться;
  • покажите, как необходимо располагать шашки по клеточкам – в три ряда с каждой игровой стороны; фигуры своего цвета ставятся на своей половине поля;
  • обратите внимание ребёнка на одинаковое количество фигур у каждого игрока на момент начала игры;
  • теперь можно показать, как шашки ходят, и что происходит, когда фигура добирается до первой полосы противника – превращается в дамку; объясните, как она ходит;
  • не забудьте упомянуть, что первый ход делает игрок, у которого белые шашки;
  • объясните, в какой ситуации шашка может бить фигуру противника; малыш должен понять, что это обязательно делать, если предоставляется такая возможность, для того, чтобы приблизить себя к победе;
  • стоит обратить внимание ребёнка на то, что он должен оберегать свою «первую линию» и преждевременно не открывать эти клеточки, чтоб не дать противнику превратить свои фигуры в дамки;
  • расскажите, что проигрывает тот, у кого побили все фигуры, также расскажите о ситуации, когда игра заканчивается ничьёй;
  • никогда не смейтесь над малышом, если он проиграл; поблагодарите ребёнка за хорошо проведённое время и совместную игру; если малыш победил – похвалите его; поддаваться можно только на первых порах и то незначительно.

Ознакомьте малыша с секретами, хитростями, а также особыми приёмами игрового процесса.

Теперь самое время рассказать о том, что собой представляет комбинация шашек.

Правила игры в уголки шашками для новичков

Игра в уголки шашками – древняя забава. Раньше подобное развлечение называлось «халмой».

  • Изначально размещается доска.
  • Каждый из игроков выбирает цвет.
  • На доске в правом верхнем углу и нижнем левом углу выстраивается «домик» из пешек: • 1-А, 1-В, 1-С, 2-А, 2-В,2-С,3-А,3-В, 3-С (3 горизонтальных ряда по 3 штуки). • 6-H, 7-H, 8-H, 6-G, 7-G, 8-G, 6-F, 7-F, 8-F (3 горизонтальных ряда по 3 штуки).
  • Далее при помощи симметричных ходов нужно переставить шашечки в «уголок» соперника.
  • Партия является оконченной, если: • Соперник поместил все свои игровые предметы в противоположный угол. • Соперник сделал больше сорока ходов, но у него в «доме» осталось две и более фишек. • Соперник вернул шашечку в угол по истечении совершения сорока ходов.

Что можно и нельзя делать:

  1. Запрещается ходить несимметрично.
  2. Разрешается ходить только один раз одной фишкой.
  3. Перепрыгивать разрешается как по вертикальной линии, так и по горизонтальной.

Важно! Впервые данное развлечение появилось в Великой Британии в 1880 году. В оригинале данная партия разыгрывается на доске параметрами 16 на 16 клеточек.

Советы

Помните, для того чтобы игра приносила малышу удовольствие и он не потерял к ней интерес, необходимо соблюдать определённые правила:

  1. Запаситесь терпением, процесс обещает быть долгим.
  2. Не навязывайте ребёнку игру, если она не вызывает у него никакого интереса.
  3. Поддаваться малышу можно, но только чуть-чуть и на первых порах. Иначе он так и не научится правильно играть.
  4. Если ваш карапуз не понимает, что вы от него хотите, лучше на время отложить обучение. Возможно, ваш ребёнок ещё не дорос для такой игры и можно будет повторить попытку спустя какое-то время.
  5. Не забывайте хвалить карапуза за каждое правильное решение, верный ход.
  6. Никогда не ругайте ребёнка, если он делает неправильные движения, спокойно повторите правила игры. Ваши крики не только не помогут малышу осознать свою ошибку, но и вызовут отвращение к данной игре.
  7. Не забывайте говорить своему ребёнку, как вы гордитесь его успехами. Также в присутствии малыша рассказывайте другим взрослым о его достижениях. Это будет его мотивировать заниматься усерднее, будет способствовать дальнейшим победам.

Мультипликационный фильм о шашках 6:1

свернуть

Путешествие в страну шашек и шахмат...

поделиться в: