Экспериментальный проект
Семейный шашечный турнир
В нашем детском саду проводился шашечный турнир, где принимали участие ребенок и родитель старшей группы. Дети играли с детьми, родители с родителями. Несмотря на то, что правила шашек достаточно просты, игру можно назвать одной из самых динамичных настольных стратегий. Каждая партия уникальна, и результат исхода игры зависел от навыков соперников. Преодолевая волнение, каждый участник стремился к победе.
«Шашки! Шашки!
Супер шашки!
Их нельзя ни с чем сравнить.
Просто поиграйте в шашки.
Постарайтесь полюбить!
Почему важно учить ребенка играть в шашки и шахматы
Часто у родителей детей 5-6 лет появляются проблемы - чем и как занять вечернее время дошкольника, чтобы это приносило ему пользу и развивало его способности? Родители хотят вырастить своих детей успешными, умеющими преодолевать трудности, достигать поставленной цели. Но как привить ребёнку тягу к самостоятельному мышлению, как отвлечь ребенка от бесцельного сидения за компьютерными играми? Один из лучших способов – научить его игре в шашки и шахматы! Игра в шашки и шахматы – очень мощный инструмент гармонического развития интеллекта ребенка в игровой форме. Начинать учить ребенка играть в шашки или шахматы можно с дошкольного возраста. Пятилетний ребенок очень активный и неусидчивый, но уже способен в игровой форме освоить игровые приемы и научиться соблюдать правила игры в шашки или шахматы. Внимание в этом возрасте уже более устойчивое, произвольное, формируется наглядно-образное мышление. Ребенок вполне может 20-25 минут заниматься одним видом деятельности, если ему интересно.
Благодаря играм в шашки и шахматы дети учатся быть терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в достижении поставленной цели, вырабатывают в себе работоспособность, умение решать логические задачи в условиях дефицита времени, тренируют память, учатся самодисциплине. Решение большого количества систематизированных дидактических заданий способствует формированию у детей способности действовать в уме и развитию морально-волевых качеств. Умные, талантливые и сильные духом дети - это залог будущего процветания нашей страны.
Советы для тех, кто хочет научить ребенка играть в шахматы и шашки самостоятельно
• Если вы сами не умеете играть ни в шашки, ни в шахматы, не беда — учитесь вместе с ребенком!
• Играйте с ребенком как можно чаще, и он станет вашим достойным партнером!
• Ребенок должен играть не только с игроками сильнее себя, но и слабее.
• Будьте терпеливы и последовательны.
• Хвалите за победу, даже за один верно сделанный ход.
• Учите проигрывать достойно.
Научите ребенка относиться к проигрышу в игре спокойно, без обид на соперника. Не критикуйте, иначе ребенок не захочет вообще никогда заниматься соревновательными играми. Обязательно найдите, за что похвалить, проанализируйте хорошие моменты игры и ошибки. Учите анализировать ошибки и извлекать урок на будущее!
Чем полезны шашки?
1. Развитие памяти.
В шашках так много потенциальных ходов, что любой игрок почти не может знать их все. Тем не менее, регулярная игра в шашки помогает детям развить более сильные навыки памяти, поскольку они развивают «словарный запас» потенциальных ходов и запоминают потенциальные результаты для каждого хода. Их хорошая память вознаграждена большим количеством побед.
2. Развитие концентрации.
Игроки в шашки выигрывают от большей силы концентрации. Нужно научиться сосредотачивать мышление и эффективно делать ходы, иначе вы потеряете игру из-за нехватки времени. Те, кто овладевают фокусом, становятся лучшими мыслителями и решателями проблем.
3. Надежное суждение.
Методом проб и ошибок, дети, играя в шашки учатся делать обоснованные суждения, основываясь на доске перед ними. Они узнают, какие ходы приводят к проигрышу, а какие с большей вероятностью закончатся победой, создавая основу для принятия обоснованных решений.
4. Принятие решений.
Игроки в шашки не могут быть слабонервными. Они должны наблюдать за доской и делать решительные шаги, направленные на получение определенного результата. Чем больше играют дети, тем решительнее они становятся во всем.
5. Решение проблем.
Логика, необходимая для успешной игры в шашки, помогает детям развить хорошие навыки решения проблем. Когда они видят потенциальные шаги перед ними, они должны научиться логически выбирать лучшую стратегию. Этот тип мышления помогает детям решать и другие повседневные проблемы.
Процесс обучения азам игр в шашки и шахматы способствует также развитию у детей способности ориентироваться на плоскости, развитию логического мышления, суждений, умозаключений; учит ребёнка запоминать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности; вырабатывает умение вести точные и глубокие расчёты, требующие предприимчивости, дальновидности, смелости, хладнокровия, настойчивости и изобретательности, фантазии, а также формирует волю к победе в напряжённой борьбе.
Апробация дидактических материалов, направленных на логико-математическое развитие воспитанников старшего дошкольного возраста
Об экспериментальной деятельности...
Руководитель проекта - Мельникова Марина Сергеевна, УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка, заведующий кафедрой методик дошкольного образования, кандидат педагогических наук.
Тема проекта «Апробация дидактических материалов, направленных на логико-математическое развитие воспитанников старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет)».
Участники экспериментального проекта:
- заведующий учреждения образования
- заместитель заведующего по основной деятельности
- воспитатели дошкольного образования
- педагог-психолог
- воспитанники старшей группы – 24 ребенка.
Сроки реализации: 2023 - 2024 учебный год.
Гипотеза: внедрение дидактических материалов (настольных логических игр, упражнений, образовательных ситуаций) в образовательный процесс учреждений дошкольного образования будет способствовать логико-математическому развитию, позволит совершенствовать качество образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями воспитанников старшего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет).
Цель экспериментальной деятельности заключается в определении эффективности и результативности дидактических материалов (настольных логических игр, упражнений, образовательных ситуаций), направленных на логико-математическое развитие воспитанников старшего дошкольного возраста
Задачи:
- Апробировать дидактические материалы (настольные логические игры, упражнения, образовательные ситуации), направленные на логико-математическое развитие воспитанников старшего дошкольного возраста.
- Выявить эффективность и результативность апробируемых дидактических материалов.
- Подготовить учебное издание для педагогических работников учреждений дошкольного образования по логико-математическому развитию воспитанников старшего дошкольного возраста.
Апробация дидактических материалов будет осуществляться в нерегламентированной деятельности в соответствии с распорядком дня воспитанников старшей возрастной группы (от 5 до 6 лет).
Как научить ребёнка играть в шашки
Правильное обучение ребёнка должно включать в себя несколько этапов:
Первым делам необходимо познакомиться с правилами игры.
- объясните малышу, что есть ваши и его фигурки, и вы, как-бы, должны сражаться на игровом поле;
- рассмотрите доску, она имеет 64 клеточки, одни белые, другие чёрные; расскажите, что фигуры выставляем только на чёрные, и только по ним можно передвигаться;
- покажите, как необходимо располагать шашки по клеточкам – в три ряда с каждой игровой стороны; фигуры своего цвета ставятся на своей половине поля;
- обратите внимание ребёнка на одинаковое количество фигур у каждого игрока на момент начала игры;
- теперь можно показать, как шашки ходят, и что происходит, когда фигура добирается до первой полосы противника – превращается в дамку; объясните, как она ходит;
- не забудьте упомянуть, что первый ход делает игрок, у которого белые шашки;
- объясните, в какой ситуации шашка может бить фигуру противника; малыш должен понять, что это обязательно делать, если предоставляется такая возможность, для того, чтобы приблизить себя к победе;
- стоит обратить внимание ребёнка на то, что он должен оберегать свою «первую линию» и преждевременно не открывать эти клеточки, чтоб не дать противнику превратить свои фигуры в дамки;
- расскажите, что проигрывает тот, у кого побили все фигуры, также расскажите о ситуации, когда игра заканчивается ничьёй;
- никогда не смейтесь над малышом, если он проиграл; поблагодарите ребёнка за хорошо проведённое время и совместную игру; если малыш победил – похвалите его; поддаваться можно только на первых порах и то незначительно.
Ознакомьте малыша с секретами, хитростями, а также особыми приёмами игрового процесса.
Теперь самое время рассказать о том, что собой представляет комбинация шашек.
Правила игры в уголки шашками для новичков
Игра в уголки шашками – древняя забава. Раньше подобное развлечение называлось «халмой».
- Изначально размещается доска.
- Каждый из игроков выбирает цвет.
- На доске в правом верхнем углу и нижнем левом углу выстраивается «домик» из пешек: • 1-А, 1-В, 1-С, 2-А, 2-В,2-С,3-А,3-В, 3-С (3 горизонтальных ряда по 3 штуки). • 6-H, 7-H, 8-H, 6-G, 7-G, 8-G, 6-F, 7-F, 8-F (3 горизонтальных ряда по 3 штуки).
- Далее при помощи симметричных ходов нужно переставить шашечки в «уголок» соперника.
- Партия является оконченной, если: • Соперник поместил все свои игровые предметы в противоположный угол. • Соперник сделал больше сорока ходов, но у него в «доме» осталось две и более фишек. • Соперник вернул шашечку в угол по истечении совершения сорока ходов.
Что можно и нельзя делать:
- Запрещается ходить несимметрично.
- Разрешается ходить только один раз одной фишкой.
- Перепрыгивать разрешается как по вертикальной линии, так и по горизонтальной.
Важно! Впервые данное развлечение появилось в Великой Британии в 1880 году. В оригинале данная партия разыгрывается на доске параметрами 16 на 16 клеточек.
Советы
Помните, для того чтобы игра приносила малышу удовольствие и он не потерял к ней интерес, необходимо соблюдать определённые правила:
- Запаситесь терпением, процесс обещает быть долгим.
- Не навязывайте ребёнку игру, если она не вызывает у него никакого интереса.
- Поддаваться малышу можно, но только чуть-чуть и на первых порах. Иначе он так и не научится правильно играть.
- Если ваш карапуз не понимает, что вы от него хотите, лучше на время отложить обучение. Возможно, ваш ребёнок ещё не дорос для такой игры и можно будет повторить попытку спустя какое-то время.
- Не забывайте хвалить карапуза за каждое правильное решение, верный ход.
- Никогда не ругайте ребёнка, если он делает неправильные движения, спокойно повторите правила игры. Ваши крики не только не помогут малышу осознать свою ошибку, но и вызовут отвращение к данной игре.
- Не забывайте говорить своему ребёнку, как вы гордитесь его успехами. Также в присутствии малыша рассказывайте другим взрослым о его достижениях. Это будет его мотивировать заниматься усерднее, будет способствовать дальнейшим победам.