Экспериментальный проект

Апробация дидактических материалов, направленных на логико-математическое развитие воспитанников старшего дошкольного возраста

Об экспериментальной деятельности...

 

Руководитель проекта - Мельникова Марина Сергеевна, УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка, заведующий кафедрой методик дошкольного образования, кандидат педагогических наук.

Тема проекта «Апробация дидактических материалов, направленных на логико-математическое развитие воспитанников старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет)».

Участники экспериментального проекта:

  • заведующий учреждения образования 
  • заместитель заведующего по основной деятельности 
  • воспитатели дошкольного образования 
  • педагог-психолог
  • воспитанники старшей группы – 24 ребенка.

Сроки реализации: 2023 - 2024 учебный год.

Гипотеза: внедрение дидактических материалов (настольных логических игр, упражнений, образовательных ситуаций) в образовательный процесс учреждений дошкольного образования будет способствовать логико-математическому развитию, позволит совершенствовать качество образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями воспитанников старшего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет).

Цель экспериментальной деятельности заключается в определении эффективности и результативности дидактических материалов (настольных логических игр, упражнений, образовательных ситуаций), направленных на логико-математическое развитие воспитанников старшего дошкольного возраста

Задачи:

  1. Апробировать дидактические материалы (настольные логические игры, упражнения, образовательные ситуации), направленные на логико-математическое развитие воспитанников старшего дошкольного возраста.
  2. Выявить эффективность и результативность апробируемых дидактических материалов.
  3. Подготовить учебное издание для педагогических работников учреждений дошкольного образования по логико-математическому развитию воспитанников старшего дошкольного возраста.

Апробация дидактических материалов будет осуществляться в нерегламентированной деятельности в соответствии с распорядком дня воспитанников старшей возрастной группы (от 5 до 6 лет).

 

свернуть

Шашечный турнир

Игротека с родителями «Вместе играем в шашки и шахматы»

Как научить ребёнка играть в шашки

Правильное обучение ребёнка должно включать в себя несколько этапов:

Первым делам необходимо познакомиться с правилами игры.

  • объясните малышу, что есть ваши и его фигурки, и вы, как-бы, должны сражаться на игровом поле;
  • рассмотрите доску, она имеет 64 клеточки, одни белые, другие чёрные; расскажите, что фигуры выставляем только на чёрные, и только по ним можно передвигаться;
  • покажите, как необходимо располагать шашки по клеточкам – в три ряда с каждой игровой стороны; фигуры своего цвета ставятся на своей половине поля;
  • обратите внимание ребёнка на одинаковое количество фигур у каждого игрока на момент начала игры;
  • теперь можно показать, как шашки ходят, и что происходит, когда фигура добирается до первой полосы противника – превращается в дамку; объясните, как она ходит;
  • не забудьте упомянуть, что первый ход делает игрок, у которого белые шашки;
  • объясните, в какой ситуации шашка может бить фигуру противника; малыш должен понять, что это обязательно делать, если предоставляется такая возможность, для того, чтобы приблизить себя к победе;
  • стоит обратить внимание ребёнка на то, что он должен оберегать свою «первую линию» и преждевременно не открывать эти клеточки, чтоб не дать противнику превратить свои фигуры в дамки;
  • расскажите, что проигрывает тот, у кого побили все фигуры, также расскажите о ситуации, когда игра заканчивается ничьёй;
  • никогда не смейтесь над малышом, если он проиграл; поблагодарите ребёнка за хорошо проведённое время и совместную игру; если малыш победил – похвалите его; поддаваться можно только на первых порах и то незначительно.

Ознакомьте малыша с секретами, хитростями, а также особыми приёмами игрового процесса.

Теперь самое время рассказать о том, что собой представляет комбинация шашек.

Правила игры в уголки шашками для новичков

Игра в уголки шашками – древняя забава. Раньше подобное развлечение называлось «халмой».

  • Изначально размещается доска.
  • Каждый из игроков выбирает цвет.
  • На доске в правом верхнем углу и нижнем левом углу выстраивается «домик» из пешек: • 1-А, 1-В, 1-С, 2-А, 2-В,2-С,3-А,3-В, 3-С (3 горизонтальных ряда по 3 штуки). • 6-H, 7-H, 8-H, 6-G, 7-G, 8-G, 6-F, 7-F, 8-F (3 горизонтальных ряда по 3 штуки).
  • Далее при помощи симметричных ходов нужно переставить шашечки в «уголок» соперника.
  • Партия является оконченной, если: • Соперник поместил все свои игровые предметы в противоположный угол. • Соперник сделал больше сорока ходов, но у него в «доме» осталось две и более фишек. • Соперник вернул шашечку в угол по истечении совершения сорока ходов.

Что можно и нельзя делать:

  1. Запрещается ходить несимметрично.
  2. Разрешается ходить только один раз одной фишкой.
  3. Перепрыгивать разрешается как по вертикальной линии, так и по горизонтальной.

Важно! Впервые данное развлечение появилось в Великой Британии в 1880 году. В оригинале данная партия разыгрывается на доске параметрами 16 на 16 клеточек.

Советы

Помните, для того чтобы игра приносила малышу удовольствие и он не потерял к ней интерес, необходимо соблюдать определённые правила:

  1. Запаситесь терпением, процесс обещает быть долгим.
  2. Не навязывайте ребёнку игру, если она не вызывает у него никакого интереса.
  3. Поддаваться малышу можно, но только чуть-чуть и на первых порах. Иначе он так и не научится правильно играть.
  4. Если ваш карапуз не понимает, что вы от него хотите, лучше на время отложить обучение. Возможно, ваш ребёнок ещё не дорос для такой игры и можно будет повторить попытку спустя какое-то время.
  5. Не забывайте хвалить карапуза за каждое правильное решение, верный ход.
  6. Никогда не ругайте ребёнка, если он делает неправильные движения, спокойно повторите правила игры. Ваши крики не только не помогут малышу осознать свою ошибку, но и вызовут отвращение к данной игре.
  7. Не забывайте говорить своему ребёнку, как вы гордитесь его успехами. Также в присутствии малыша рассказывайте другим взрослым о его достижениях. Это будет его мотивировать заниматься усерднее, будет способствовать дальнейшим победам.

Мультипликационный фильм о шашках 6:1

свернуть

Путешествие в страну шашек и шахмат...