Летний оздоровительный период

Летние игры для взрослых и детей

Ребёнок постигает мир с помощью игры. Игра развивает, воспитывает, учит. В процессе игровой деятельности ребёнок усваивает правила и манеры поведения, которые ему понадобятся, чтобы справляться с жизненными сложностями. Дети могут с удовольствием играть одни, но также они обычно охотно играют и совместно с другими.
развернуть

В то время, когда ребёнок играет один, он ведёт своеобразный внутренний диалог, а игра с другими детьми, а также с родителями, дедушками, бабушками, сёстрами, братьями или друзьями представляет собой коммуникацию, обмен информацией и опытом. Важно, чтобы у ребёнка была возможность и для того и для другого.

В процессе совместных игр передаются мнения и знания, вырабатываются способы поведения и тренируются навыки. Старайтесь, чтобы ваш ребёнок играл и с другими детьми, а также сами найдите время для совместных игр.

В большинстве случаев игра с маленькими детьми представляет собой простые действия, обычно часто повторяющиеся в сопровождении стандартного набора слов. Маленьким детям это очень нравится. Чем старше ребёнок, тем больше он понимает, и тем сложнее становятся его игровые действия.

В совместных играх дети играют разные роли, в которых отражается повседневный опыт и собственные взгляды ребёнка. Обсуждаются проблемы, формулируются убеждения, происходит разъяснительная работа. В ходе игры передаются правила и ценности, которые пригодятся и в других ситуациях.

Самые лучшие совместные домашние игры возникают спонтанно и проходят без формальных наставлений или указаний. Тем не менее, некоторые семейные игры для детей и взрослых представлены ниже. Опробуйте их на ближайшем торжестве. Возможно, именно эти семейные забавы подойдут вам и вашим домочадцам наилучшим образом.

Активные домашние игры для детей и взрослых

Организуя активные игры дома для детей и взрослых, обратите внимание на следующие из них:

«Это я!»

Эта семейная игра может быть проведена, если играть готовы как минимум 4 человека. Играть в нее можно и дома, и на улице, но, пожалуй, только летом.

  1. Все участники составляют круг. Можно стоять, можно принести стулья и сесть.
  2. Водящего выбирают с помощью считалочки.
  3. Водящий называет имена двух участников. Например, папа и Катя. Услышав свои имена, папа и Катя должны поменяться местами.
  4. Водящий должен попытаться опередить и первым занять место кого-нибудь из названных участников, папино или Катино.
  5. Оставшийся без места участник превращается в водящего и уже сам называет следующие имена.

Игра «Это я!» является прекрасным способом для развития внимания и тренировки скорости реакции.

«Сверток с подарком»

       Для проведения этой игры в кругу семьи необходимо привлечь как можно больше участников, так будет веселее.

Предварительно готовится основной реквизит – сверток с сюрпризом.

Делается это так: небольшой сувенир заворачивается в оберточную бумагу и аккуратно, желательно в одном месте, скрепляется скотчем. Затем следует еще один слой бумаги, скрепленный скотчем, и еще, и еще. Упаковывать сувенир нужно до тех пор, пока слоев не станет достаточно много. Следует внимательно заклеивать слои скотчем так, чтобы разворачивать сверток было несложно.

Подобные игровые конкурсы для детей и взрослых следует обеспечивать музыкальным сопровождением. В частности для этого конкурса необходим веселый музыкальный трек с небольшими паузами через каждые 15-20 секунд звучания музыки. Если такого трека нет, назначьте ответственного за музыку (он и будет останавливать мелодию через небольшие промежутки времени).

Сама игра организуется следующим образом:

  1. Участники становятся или садятся в круг.
  2. Под музыку сверток начинают передать по кругу из рук в руки.
  3. Участник, в руках которого будет сверток, когда музыка остановится, должен снять один слой упаковки.
  4. Музыка возобновляется, и сверток движется вновь по кругу.
  5. На следующей паузе снимается следующий слой и так далее.
  6. Сюрприз получает тот, кто развернет последний слой упаковки.

Регулярно проводя подобные игры для детей дома, вы сможете развить у них такое прекрасное качество человека, как умение делиться. Победитель получает приз не за какие-то особые таланты или достижения. С уменьшением количества оберток, детям все сложнее будет даваться решение отдать сверток следующему игроку. А выполнение этого правила научит быть ответственным во взаимодействии с другими, а также следованию принятым правилам, выполнению добровольно взятых на себя обязательств.

Игра тренирует умение детей порадоваться за другого человека, искренне поздравить с удачей и не считать такой проигрыш за личное поражение.

Тем не менее, этот и другие семейные конкурсы с участием детей лучше заканчивать небольшим поощрением каждого из игроков. Небольшие сувениры помогут проигравшим искренне радоваться чужой победе.

«Поиск клада»

     Игра хороша тем, что играть в нее можно всем членам семьи, причем родителям, как самым опытным и хитроумным, предстоит придумать план игры, сами задания и оформить их на карточках (например, «под окном», «в шкафчике», «на кресле»). Для умеющих читать детей это несложно, а вот для младших, еще не освоивших это умение, задания можно оформить в виде картинок, пусть даже схематических.

Подсказки прячутся в разных местах дома или квартиры.

При составлении плана поиска, родители должны учитывать возможности своих детей и их возраст. Малышам лучше всего нарисовать план поиска, отметив крестиком начало пути. Для деток, которые уже умеют читать или хотя бы учатся этому, составляются текстовые подсказки. Это может быть слово, словосочетание или даже небольшая фраза.

Первая карточка выдается просто так или, если есть желание усложнить начало игры, как приз за отгаданную загадку или решенный ребус. Остальные подсказки разложены в разных местах жилища, как указатели на следующий пункт поиска. Например, карточка со словом «подоконник» указывает, что следующий указатель можно будет найти, осмотрев все окна дома.

Детям постарше задание можно усложнить и вместо прямого указания использовать загадки, игры со словами или ребусы.

Таким образом, поиски сюрприза или сокровища идут поэтапно с помощью указателей или путевого плана. А финальным пунктом назначения должно быть место, где родители «зарыли» клад, который достается искателю.

Чтобы интерес к игровому процессу у маленьких «кладоискателей» не был утрачен до окончания поиска, родители должны оказывать необходимую помощь детям. Все-таки взрослый человек при составлении задания иногда может переоценить возможности ребенка, или оценить не совсем верно. Поэтому приз, не зависимо от того, как именно прошел поиск, должен достаться участникам поиска.

Развивающая роль этой игры для детей в доме состоит в том, что она тренирует логическое мышление (когда указатели зашифрованы) или умение читать (читать карточки для поиска сокровищ очень увлекательно и тренировка происходит ненавязчиво). А умение пользоваться планом развивает пространственное мышление.

Игры для взрослых и детей со словами

          Игр со словами, в которые можно играть всей семьей, существует огромное количество. Здесь приведены лишь две из них: «Каблограмма» и «Найди и назови».

 «Каблограмма»

          Эта игра примечательна тем, что не требует специально оборудованного места, подойдет и дорога по пути домой, и сам дом. Необходимы только карандаш и бумага.

Правила игры просты: в столбик пишется любое слово или имя (желательно, чтобы оно состояло из пяти и более букв). А затем это слово «превращается» в аббревиатуру, то есть зашифрованное предложение.

 Пример:

С – самая

В – вкусная

Е – еда

Т – тети

А – Алены

А расшифровывается СВЕТА так: «Самая вкусная еда тети Алены».

          Вариантов расшифровки может быть много. Родители сами могут выбрать: сочинять их вместе или устроить конкурс на лучшее предложение. Главное, чтобы оно было со смыслом, хотя юмор, гипербола и фантастика приветствуются.

Во время этой семейной игры у участников тренируется навык работы со словами и буквами, речевое умение составлять связные фразы.

«Найди и назови»

          Для участия нет ограничения по количеству игроков. Играть можно в любом месте и в любое время.

Цель: найти в комнате (магазине, доме, поликлинике и так далее) предметы на выбранную букву. Выбрать букву можно так: Катина буква (то есть «К», или папина буква, или еще чья-то). Называть слова можно по очереди.

Как и в предыдущей игре, в процессе тренируются навыки понимания букв и слов, развивается внимание.

Эта игра для всей семьи станет хорошей тренировкой воображения и творческого переосмысления.

«Волшебная мелодия»

   Ещё один вариант игры для дома, она более творческая и в какой-то степени даже экспериментальная. Интерес она может вызвать у человека любого возраста.

  1. Необходимы стаканы или бокалы (лучше, если это будет набор одинаковых предметов) в количестве от шести до двенадцати штук. Заменить их можно стеклянными бутылками или банками.
  2. Сосуды неравномерно заполняются водой.
  3. Для получения звука, то есть постукивания по бокалу (стакану, банке, бутылке) можно использоваться подходящую палочку (даже и барабанную при наличии).
  4. А дальше начинается эксперимент: изменение уровня воды для получения различных звуков.

Собственно творческим этапом станет попытка сыграть какую-то мелодию на «созданном» музыкальном инструменте.

Современные настольные игры для всей семьи

Наша склонность к игре, вероятно, заложена в наших генах, хотя в детстве мы вряд ли об этом задумываемся. Гораздо важнее то волнение и азарт, с которыми мы погружаемся в мир, нарисованный на листе картона.

При этом современные настольные игры для детей и взрослых более разнообразны и часто сложнее своих предшественников. Богатый выбор настольных игр позволяет каждому найти "настолку" по своему вкусу.

  • Экономические игры позволяют развернуть стратегическую борьбу за территории и ресурсы. Самой популярной в этом сегменте уже много лет является всем известная игра "Монополия".
  • Военные игры – игры с военными стратегиями, где борьба может разворачиваться на уровне стран и даже планет. Мальчишкам очень нравятся подобные игры. И несомненным лидером здесь является игра "Bakugan".
  • Игры-бродилки (собиралки) – ставят основной задачей достижение определённой точки на игровом поле или отправляют на поиск (сбор) заданных предметов, как, например, в "Эльфенланде" или "Сумасшедший лабиринт".
  • Игры-детективы – требуют от игроков определения точной картины преступления. Самая удачная игра этого жанра – "Мафия", сегодня осваивающая телеэкраны и клубные пространства.

Игры для всей семьи способны развить творческие, логические и другие способности не только детей, но и взрослых. А главное, они способны сделать жизнь более веселой и дружной. Играйте на здоровье!

свернуть

Опыты и эксперименты летом на участке детского сада

В каждом маленьком ребенке И мальчишке и девчонке Есть по двести грамм вопросов «Что?», «зачем?» и «почему?»! Надо всё ему измерить, и на опыте проверить. Пересыпать и понюхать, чтоб узнать все «потому»! то, что в жизни неизвестно- это очень интересно, на весах предметы взвесить или в воду погрузить! Шарик воздухом наполнить, и магнита свойства вспомнить, сделать опыт, догадаться, и ответом удивить!
развернуть

Поисково-познавательная деятельность открывает для ребенка новый мир, полный загадок и чудес. У детей углубляются знания о природе – живой и неживой, они расширяют свой кругозор, учатся размышлять, наблюдать, анализировать и делать выводы. У детей появляется контакт с предметами, что позволяет понять их качества и свойства. И, конечно, детское экспериментирование позволяет ребятам чувствовать, что они самостоятельно открыли какое-то явление, и это влияет на их самооценку.
Экспериментирование может быть демонстрационным и фронтальным.
Демонстрационное наблюдение – это вид деятельности, при котором объект наблюдения один, он находится у педагога, который проводит и демонстрирует опыт детям. У этого вида есть свои плюсы и минусы. В данном случае личная инициатива и вовлеченность детей сведена к минимуму. Только если малыш уже интересуется опытной деятельностью, он будет внимательно наблюдать за ходом эксперимента, в противном случае возможна пассивная реакция группы.
Фронтальное наблюдение – это тот вид деятельности, при котором используется несколько объектов, которые исследуют дети самостоятельно. Конечно, этот вид экспериментирования больше подходит для того чтобы активизировать работу всех ребят, вызвать их интерес и любопытство. Однако следить за целой группой одному воспитателю бывает сложно: скорость работы у детей разная, есть риск несоблюдения правил безопасности при выполнении некоторых опытов. Поэтому лучше, если на фронтальном наблюдении будут присутствовать несколько педагогов. Можно проводить опыты с подгруппой детей.
Данная форма работы обеспечивает личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребёнком, как партнёров - вместе, на равных. Активность детей так или иначе связана с активностью, идущей от взрослого, затем становится достоянием самого ребёнка. В процессе такой активности формируются различные интеллектуальные умения, очень важные для обучения в школе – умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.
Экспериментирование – деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установленных закономерностях.
Подбирать опыты необходимо в соответствии с возрастом детей. Не следует в младшей группе давать сложные опыты с наличием стеклянных предметов, микроскопов и т.д. Перед началом экспериментирования необходимо заинтересовать детей, используя сюрпризные моменты, присутствие различных героев (Незнайки, Почемучки, дедушки Зная, Любознайка и т. д.) внесение атрибутов: капельки, тучки и т. д, загадывание загадок, чтение стихов. Необходимо напоминать детям о правилах безопасности в разных ситуациях с различными предметами.
Правила проведения экспериментов:
1.Установить цель эксперимента: для чего мы проводим опыт.
2.Подобрать все необходимые материалы для проведения опыта.
3.Установить план исследования.
4.Уточнить правила безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментов.
5.Распределить детей на подгруппы.
6.Провести анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.
7.Результаты эксперимента отобразить в один из проектов развивающей среды.
Проведение экспериментов с дошкольниками должно стать нормой жизни. Их надо рассматривать не как развлечения, а как путь ознакомления детей с окружающим миром. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, стремление познания мира, умение изобретать, работать в коллективе, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, позволяют создавать творческую личность.

Опыты с водой.
Для проведения опытов с водой можно использовать следующий инвентарь:
1.Прозрачные и непрозрачные сосуды разной формы и объёма: Пластмассовые тазики, миски, бутылки, стаканчики.
2.Продукты: молоко, соль, сахар, лимон, ванилин.
3.Пластмассовые ложки и мензурки, воронки разной величины.
4.Резиновые груши разного объёма.
5.Пипетки с закруглёнными концами, пластиковые шприцы без игл.
6.Трубочки для коктейля.
7.Красители: пасхальная краска для яиц, гуашевая краска, зеленка, кристаллы марганцовки.
8.Природный материал: листья, веточки, шишки, семена, камешки, ракушки, скорлупа, кусочки коры, мех, и т.п.
9.Бросовый материал: бумага, кусочки кожи, поролона, пробки, проволока.
10.Игрушки: пластмассовые, резиновые, деревянные.
11.Часы песочные, механические.
12. Весы, безмен.

13. Мельницы песочные, водяные.

«Вода – жидкость».

Задача: выявить свойство воды – текучесть.

Перелить воду из одного стакана в другой.
Вывод: вода жидкая. Она может течь, это свойство воды называется текучестью.
«Вода прозрачная».

Задача: выявить свойство воды – прозрачность.
Опустить в стакан с водой мелкие предметы разного цвета.
Вывод:
вода не имеет цвета, она бесцветная, прозрачная, через нее виден предмет.
«Вода может изменить свой цвет».

Задача: выявить свойства воды: может окрашиваться в разные цвета.
Опустить в воду кристаллики марганцовки и капнуть зеленку.
Вывод: 
вода может менять цвет в зависимости от того, какое вещество в нее добавили.
«Вода не имеет запаха».
Задача: 
выявить, что вода не имеет запаха.
Понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?
Вывод:
вода ничем не пахнет, у нее нет запаха
«Вода принимает форму».

Задача: выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита.
Заполнить сосуды водой.
Вывод: 
вода принимает форму сосуда.
«Вода имеет вес».

Задача: измерить количество воды мерными ложками.
В узкое горлышко воду можно налить через воронку, тогда она не прольется. Измерить 10 ложек, наливая в сосуды разной формы, а затем перелить в одинаковые стаканчики.
Вывод: 
вода имеет вес.
«Животворное свойство воды».

Задача: знать кому и зачем нужна вода (растениям, животным, птицам, человеку – всему живому). Показать важное свойство воды – давать жизнь живому.
Поставить одну веточку в сосуд с водой, а другую – без воды.
Вывод: 
веточка без воды завяла. Все живое гибнет без воды.
«Вода может склеивать».

Задача: познакомить детей со склеивающими свойствами воды.
Берем два листочка бумаги, соединяем их и двигаем в разных направлениях (свободно двигается). Опустить в воду листы бумаги, соединяем, пробуем сдвинуть листы – не двигаются.
Вывод:
вода обладает склеивающим действием.
«Капнем капельку в муку».

Задача: познакомить детей с методом образования облаков на примере с мукой.
Насыпать на поднос муку и брызнуть на нее из пульверизатора – образуются шарики, покрытые мукой.
Вывод: 
пылинки вокруг себя собирают мелкие капли воды, образуя одну большую каплю. Таким же образом происходит образование облаков. Вода склеивает муку – принцип замешивания теста.
«Тонет – не тонет».

Задача: дать детям представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести.
В тазик с водой опускаем различные по весу предметы.
Вывод: 
если предмет легкий, вода держит его на поверхности. Если предмет тяжелый, он давит на воду. Она не может его удержать- предмет тонет.
«Фонтанчики».

Задача: объяснить принцип работы фонтана.
Проделать в пустой бутылке дырочки гвоздиками со шляпками и оставить в бутылке. Налить воду в эту бутылку, вытащить гвоздики – вода вытекает с напором из дырочек, получается фонтан.
Вывод: 
вода находит дырочку и вытекает из нее, а через заткнутые дырочки она не течет.
«Почему не тонут корабли?»

Задача: Выявить зависимость плавучести предметов от равновесия сил: соответствие размера, формы предмета с весом.
Смастерить лодки из разных предметов (из спичечной коробки, из коробки из-под яиц, из пластмассового подноса, из коробки из-под сыра, из ореховой скорлупки.
Вывод: 
предмет плавает на поверхности воды благодаря равновесию сил. Если вес предмета соответствует его размеру, то давление воды уравновешивает его вес и предмет плавает. Форма предмета тоже имеет большое значение. Форма корабля удерживает его на воде. Внутри корабля много воздуха, благодаря этому он легкий, несмотря на его размеры. Он вытесняет больше воды, чем весит сам.
«Набираем воду в спринцовку».

Задача: объяснить принцип набирания воды в резиновую спринцовку.
Сначала необходимо выпустить воздух из спринцовки. Для этого нужно сильно нажать на нее, опустить узкий кончик в воду и расслабить нажим. Чтобы проверить набралась ли вода, опять нажимаем на спринцовку, выпускаем воду.
Вывод: 
воду можно набирать методом всасывания.
«Распылитель воды».

Задача: объяснить детям, что вода может идти струей из трубы, а может и разбрызгиваться из мелких дырочек под сильным давлением.
Самостоятельное исследование: попробовать пользоваться распылителем. Как мелкая пыль вода садится на листья, затем собирается в капли и стекает вниз.
Вывод:
мелкие капельки могут объединяться в большую каплю. От тяжести она сползает вниз, образуя лужицу. Распылитель используют при поливе овощных культур на больших площадях.

свернуть

Лето в детском саду

Опять смеётся лето В открытое окно, И солнышка, и света Полным, полным-полно!
развернуть

Лето прекрасное время года. Его любят взрослые и дети. Летом можно вдоволь нагуляться, побегать, окрепнуть, подрасти, узнать новое. 

Главная задача учреждения дошкольного образования в летний период времени организовать жизнь дошколят так, чтобы каждый день приносил им что-то новое, был наполнен интересным содержанием, чтобы воспоминания о летних каникулах, играх, прогулках, праздниках и развлечениях ещё долго радовали их.

С первого июня дошкольное учреждение переходит на работу в условиях летнего режима. В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании продолжительность летнего оздоровительного периода (летних каникул) в учреждении дошкольного образования составляет 90 дней.
С наступление жаркой поры меняется и специфика работы дошкольного учреждения. Педагоги организуют и проводят работу с детьми, создавая комфортные условия для пребывания дошкольников на свежем воздухе.

Летний период в детском саду принято называть оздоровительным, и он имеет свои особенности. Содержание образования детей в летний период реализуется в партнёрской деятельности взрослого с воспитанниками. В период летнего оздоровления приоритетным является организация деятельности детей физкультурно-оздоровительной и художественно-эстетической направленности.
В дошкольном учреждении в период летних каникул проводится
физкультурно-оздоровительная работа, которая включает:
• утреннюю гимнастику;
• физкультурные занятия (игрового, сюжетного, тематического вида);
• подвижные игры и физические упражнения на прогулке;
• активный отдых (физкультурные досуги, физкультурные праздники, Дни здоровья);
• самостоятельную двигательную деятельность;
• закаливание естественными природными факторами (воздух, воду, рассеянные лучи солнца).
Художественно-эстетическая работа, которая включает:
• изобразительную деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование, детский дизайн);
• музыкальную деятельность воспитанников;
• ознакомление с произведениями художественной литературы и фольклора.
При организации музыкальной деятельности с воспитанниками проводятся:
• музыкально-дидактических игры, музыкальные викторины;
• включение в образовательный процесс музыкальных произведений, воплощающих «летние» образы (А. Вивальди, П. И. Чайковского и др.);
• сольное и коллективное музицирование;
• самостоятельная музыкальная деятельность детей (исполнение песен и танцев, организация сюжетно-ролевых игр с «музыкальными» сюжетами). Лето в детском саду - это насыщенная пора, наполненная смехом, радостью и весельем. Все усилия работников дошкольного учреждения направлены на оздоровление и закаливание детского организма.

свернуть

Планирование работы с детьми в цветнике и на огороде

Есть у нас свой огород… Много там всего растёт. И морковка, и петрушка…
развернуть
Огород в детском саду нужен для того, чтобы знакомить дошкольников с природой и её сезонными изменениями. На территории нашего сада создан мини – огород и цветник, которые используется для экологического и трудового воспитания дошкольников. Выполняя трудовые поручения на огороде, на клумбах, дети перенимают опыт, начиная с подготовкой почвы для сеяния семян моркови, укропа, подсолнухов, кабачков; посадки картошки и лука, рассады помидор, перца, цветов.

Огород является живой лабораторией под открытым небом. Это источник познаний природы. 

Работа на огороде позволяет детям приобрести полезные трудовые навыки. Именно здесь, на огороде формируется отношение к земле – как основному богатству страны, здесь закладывается любовь к Земле, к труду.

 

Рекомендации 

ДОСТУПНЫЕ ВИДЫ РАБОТ

В ЦВЕТНИКЕ, ОГОРОДЕ

ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

ПОСЕВ СЕМЯН

Сеять семена могут дети во всех группах. Нужно вначале как следует полить грядки, сеять только в сырую почву. Надо эмоционально рассказать, что в таком маленьком семечке заложена жизнь, что при наличии тепла, влаги из семечка проклюнется росток. Необходимо в группе рассмотреть проросшие семена, росточки. Детям надо сказать, что будут они сажать.

ВЫСАДКА РАССАДЫ И ПЕРЕСАДКА РАСТЕНИЙ

Самостоятельно не высаживают дети рассаду капусты, помидор (только под контролем, руководством  взрослого), в старшем возрасте.

РЫХЛЕНИЕ

Это могут делать и дети средних и старших групп. Воспитатель обращает внимание детей на образовавшуюся корку. Объясняет, почему это происходит. С помощью заостренной палочки показывает, как рыхлить почву. Воспитатель предлагает 2-3 детям показать, как они рыхлят. Воспитатель расставляет детей, распределяет участки и дети работают. Частота рыхления зависит от почвы и погоды. Почву нужно рыхлить в ягоднике и цветнике. Во время рыхления дети наблюдают за растениями. Ничего не должно пройти незамеченным. Воспитатель исправляет ошибочные представления детей о некоторых явлениях: о пользе червей, почему в земле гусеницы и т.д.

ПРОПОЛКА

Проводится главным образом с детьми старшей группы. Дети старшей группы привлекаются к прополке во второй половине лета, когда растения окрепнут.

В старшей группе первое знакомство с сорняками производится на занятии. Воспитатель обращает внимание детей, что всходы не одинаковы. Предлагает сравнить их по форме листьев, цвету, растут не рядками, а вразброс. Воспитатель объясняет, что это сорная трава. Она забирает у посаженных растений много света, влаги, солнца, поэтому ее нужно вырывать. Воспитатель учит, как нужно вырывать сорную траву (раскачать у корня и вырвать у корня с корнем). Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно выполняли прополку и не находились в одном положении (предлагает то собрать траву, то унести ее и т.д.). Воспитатель знакомит детей с 2-3 видами сорняков, называет их. Прополка способствует выработке внимания, ответственности за порученное дело, выдержке, умению преодолевать трудности (прополку делать несколько раз, даются отдельные поручения группе детей, дежурным).

ПОЛИВКА

Поливкой занимаются все дети. Но необходимо условие (ведра, лейки). Малышам воду подносят взрослые. Эти дети больше увлекаются самим процессом поливки (выливание воды). Надо показать детям, как держать лейку, куда лить воду, с какой высоты.

В средней группе воспитатель обращает внимание на растения, что от поливки они хорошо растут. Очень важно научить каждого ребенка правильно держать лейку.

В старшей группе первая поливка проводится как занятие. Каждому ребенку дается задание. Воспитатель объясняет, что с одного раза землю не промочить, поэтому полить одно место нужно раза три, в этой группе нужно провести беседу о значении поливки в жизни растений.

СБОР УРОЖАЯ

Сбор урожая - самый радостный период, много удовольствия и радости приносит он детям. Овощи, ягоды должны собирать обязательно дети. Поэтому садить ее «нужно столько, чтобы каждому ребенку хватило. Сбор урожая проводят дети всех групп. Малыши могут легко вырвать репу или редиску, надо только показать, как можно собирать овощи. Хорошо бы большую репу разрешить малышам вырвать как в сказке. Сбор урожая можно провести по-разному, в зависимости от того, какой урожай. В сбор урожая входит и сбор цветочных семян. Это очень интересное занятие, т.к. семена зреют в различных стручках, коробочках, головках. При этом дети узнают много интересного. Сбор семян проводит только дети старшей  группы.

УБОРКА УЧАСТКА

Проводится во все времена года. Доступна она всем детям. У малышей участок убирают взрослые. Но дети могут собирать камешки, прутики и уносить их на носилках. Зимой помогают расчищать снежок и перевозить его на саночках. Дети средней группы уже сами могут подметать участок. Особенно интересна уборка во время листопада. Дети старшей  группы принимают активное участие в уборке участка во все времена года. Забота о растениях не прекращается и зимой. Дети должны знать, что снег нельзя притаптывать там, где есть растения. Снег должен быть в этих местах рыхлый.

 ОБРАБОТКА ПОЧВЫ

Первую весеннюю обработку почвы делают взрослые. Ее делают как можно раньше. Дети перекапывают вторично. Перекопка доступна детям только старшего дошкольного возраста. К перекопке нужно привлекать не всех детей, а подгруппами. Воспитатель подробно объявляет, как нужно правильно пользоваться лопатой, как переворачивать землю. При перекопке дети могут отвлекаться, т.к. это - кратковременный отдых. После, перекопки дети принимают участие в разбивке грядок, разравниванию грядок граблями.

ОРГАНИЗАЦИЯ НАБЛЮДЕНИЙ

Дети не все могут увидеть сами, а многое понять неправильно. У них нет опыта знаний, на которые они могут опереться, чтобы разобраться в непонятном. Поэтому воспитатель должен тщательно продумывать как тематику, так и организацию наблюдений. Что знает о жизни природы маленький ребенок, особенно городской. Многие дети не представляют, как растут овощи, ягоды, никогда, например, не видели курицы. Червей называют змеями и т.д. Дети многое видят впервые. Прорастание семян, распускание листьев, цветов, превращение цветка в ягоду, гнездование - все это интересно для них и все это рядом, нужно только это заметить, не пройти мимо. Наблюдения, проводимые с детьми, должны соответствовать возрастным возможностям. В младшей группе они могут бить очень короткими.

Цель их - хорошенько рассмотреть предмет, выделить и назвать его внешние признаки, познакомиться с его свойствами и качеством. Время от времени воспитатель знакомит детей с чем-то новым. В средней группе воспитатель подводит детей к установлению связей в зависимости между явлениями. Организует систематические наблюдения. Дети рассматривают не только цветы, но и готовый раскрыться бутон, чтобы вызвать у детей интерес ожидания, наблюдать за его распусканием.

В старшей группе знания детей расширяются и углубляются в результате систематических наблюдений. К одному растению воспитатель обращается несколько раз, отмечая изменения, связывая их с предыдущими (превращение цветка в ягодку от семечка к семечку). Нужно брать только самое характерное, когда оно появляется ярко и отчетливо (горох, земляника, огурцы-завязь

свернуть