Воспитываем патриота

Люблю тебя, тобой горжусь, моя родная Беларусь!

День Победы

Воспитать гражданина-патриота

Государственная политика в области воспитания определена Президентом Республики Беларусь А.Г.Лукашенко: «Воспитать гражданина – патриота, одухотворенного идеалами добра и социальной справедливости, способного творить и созидать во имя Отечества». Гражданско-патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений системы образования в Республике Беларусь.

Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Поэтому очень важно в этот период привить детям чувство любви к родному городу, посёлку, деревне, чувство бережного и уважительного отношения к природным и культурным ценностям родного края.

В соответствии с Программой непрерывного воспитания детей

и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2021–2025 годы, утвержденной
постановлением Министерства образования Республики Беларусь 31декабря
2020 года No 312, одними из основных направлений воспитания обучающихся
является гражданское и патриотическое воспитание, направленное на
формирование активной гражданской позиции, патриотизма, правовой,
политической и информационной культуры, и духовно-нравственное
воспитание, направленное на приобщение к общечеловеческим и
национальным ценностям, формирование нравственной культуры.

Учебная программа дошкольного образования и образовательный
стандарт дошкольного образования предусматривают формирование
представлений у воспитанников о своей малой родине, формирование
представлений о Республике Беларусь, людях, прославивших Родину,

о социокультурных ценностях народа, о традициях и праздниках.

Задачи патриотического воспитания дошкольников:

- развивать интерес и уважение к государственным символам Республики Беларусь (флаг, герб, гимн), желание подпевать гимн.

-формировать представления:

о природных символах Беларуси (сосна, зубр, аист, цветок василька, лен, клевер); родном городе, поселке, стране – Республике Беларусь, столице – городе Минске, достопримечательностях столицы и малой родины; областных городах Республики Беларусь, их достопримечательностях; людях, прославивших Беларусь, их деятельности;

белорусских народных промыслах (ткачество, гончарство, соломоплетение, резьба по дереву); предметах декоративно-прикладного искусства (изделия из льна, глины, соломки, дерева, лозы); блюдах белорусской народной кухни; элементах белорусского национального костюма; человечестве как семье на планете Земля;

других странах и народах, особенностях их культуры;

культурном и национальном многообразии стран мира, особенностях внешнего вида людей разных народов, их национальной одежды, традициях, условиях жизни.

-формировать (развивать) умения:

показывать на карте географическое положение Республики Беларусь;

самостоятельно рассказывать о своей семье, доме, семейных традициях, совместном отдыхе, занятиях и профессиях членов семьи;

с помощью взрослого объяснять значение семьи в жизни человека, рассказывать о своей родословной;

с помощью взрослого и самостоятельно рассказывать о государственных праздниках Республики Беларусь, принимать активное участие в их подготовке и праздновании (украшать группу, готовить подарки, исполнять песни, стихи, пляски);

самостоятельно проявлять во взаимодействии со сверстниками и взрослыми нравственные качества, свойственные белорусам (доброта, честность, гуманность, щедрость, трудолюбие, отзывчивость, гостеприимство, любовь к родному краю, к Республике Беларусь);

самостоятельно определять и называть эмоциональные и физические состояния сверстников и взрослых (симпатия, одобрение, огорчение, болезнь, усталость); понимать трудности, которые возникают в жизни людей с инвалидностью, пожилых людей;

проявлять к ним внимание и заботу; замечать и приводить примеры гуманного отношения к окружающим людям из жизни, произведений художественной литературы; самостоятельно проявлять качества мужественности, женственности, оказания помощи и поддержки сверстникам противоположного пола;

самостоятельно соблюдать правила культуры поведения в общественных местах (на улице, в транспорте, магазине, музее, кинотеатре);

показывать дорогу от учреждения дошкольного образования к дому, ориентироваться в ближайшем микрорайоне.

-воспитывать: уважение к матери, которая дает миру новую жизнь, закладывает отношение к семье как важнейшей ценности; уважение к труду людей разных профессий;

культуру толерантности (уважение достоинства всех без исключения людей, терпимость по отношению к другим, к сверстникам и взрослым другой национальности, беженцам).

Только совместная, планомерная, целенаправленная и систематическая работа учреждения дошкольного образования и семьи позволит сформировать первоначальный интерес дошкольников к культурному и историческому наследию белорусского народа, воспитать уважение и чувство любви к своей малой родине.



 

свернуть

Берегите свои семьи!

15 мая в нашей стране отмечают один из самых светлых и радостных праздников – День семьи. Все мы стремимся к любви и верности, к поддержке и домашнему уюту. Что может быть важнее в жизни каждого человека, чем его самые родные и близкие люди!..

В рамках празднования Международного дня семьи 15 мая в ГУО «Детский сад «Василёк» п. Дружный» во всех группах были проведены мероприятия, посвящённые этой дате с различной тематикой.

Содержание мероприятий было направлено на формирование у детей мотивации к изучению своей родословной, воспитанию чувства гордости за членов своей семьи.

С детьми организовали ситуативные беседы «Семья – это...», «Берегите своих родных», разучили стихи о семье «Моя семья» -воспитанники группы №12 "Радуга", «Какое счастье жить на свете»: дети рассказывали о своих увлечениях, традициях и любимых занятиях в семье. В каждой группе организована выставка совместных работ детей и родителей «Это моя семья».

Завершением тематического дня стали интерактивные площадки, расположенные на территории учреждения образования. На них ребята вместе со своими родителями принимали участие в интеллектуальном виде спорта на шахматном поле, с расставленными на нём полуметровыми шахматными фигурами и шашками. Также могли проявить свои способности в спортивных играх: боулинг, крокет, дартс, классики, прыжки на скакалке. А на интерактивной площадке «Изучаем правила дорожного движения» дети вместе со своими родителями смогли закрепить представления о назначении светофора и вдоволь покататься на различных видах детского транспорта.

Берегите свои семьи, любите друг друга, верьте. Ведь настоящее счастье – чувствовать на себе заботу и поддержку родного человека. Пусть в каждом доме не умолкает детский смех. Пусть царит в вашем доме покой и мир!

Ю.А. Лепешко

свернуть

День Государственного флага, Государственного герба и Государственного гимна Республики Беларусь

Каждое второе воскресенье мая в нашей стране отмечают день государственных символов. Этот праздник установлен Указом Президента от 26 марта 1998г.

13 мая прошло торжественное мероприятие, посвящённое Дню Государственного флага, Государственного герба и Государственного гимна Республики Беларусь в ГУО "Детский сад «Василёк» п. Дружный". День начался с торжественного поднятия флага и исполнения Государственного гимна Республики Беларусь педагогами и воспитанниками.

photo_2023-05-13_12-13-55

Известна истина: что заложено в человеке в начале жизни, то остаётся навсегда. В детские годы формируются основные качества человека. Воспитание патриотизма невозможно без формирования традиций, знаний о своей Родине. Государственные символы - это история и будущее белорусского государства, воплощение идеи национального единства, важнейшие атрибуты суверенитета и независимости Отечества. 

Педагоги с воспитанниками вспомнили, что означают основные элементы государственного герба. Получили и закрепили представления о назначении государственной символики, узнали о символическом значении цветов флага нашей Родины.

photo_2023-05-13_13-50-20photo_2023-05-13_13-50-29

 

photo_2023-05-13_12-13-48

Воспитанники старшей группы приняли участие в музыкальном празднике «Символы моей Родины». Ребята исполнили танец «Мая Беларусь, я люблю цябе!», пели песню «Что зовём мы Родиной» и участвовали в викторине «Путешествуем по Беларуси».

photo_2023-05-13_12-13-44

ГУО «Детский сад «Василёк» п. Дружный» присоединился к общереспубликанской эстафете «Ганаруся роднымі сімваламі»

photo_2023-05-13_12-14-30

Все проведённые мероприятия в учреждении образования способствовали воспитанию чувств патриотизма, уважительного отношения к государственным символам Республики Беларусь.

photo_2023-05-13_12-14-35

 

Ю.А.Лепешко

свернуть

МЫ ПОМНИМ!

9 мая 1945 года… Все дальше и дальше теперь от нас эта дата. Но мы помним, какой ценой досталась нашим дедам и прадедам эта великая Победа. Очень важно воспитывать у детей уже с детского сада уважительное отношение к героическому прошлому своего народа, уважение к защитникам Отечества, героям, защищавшим нашу Родину, формировать представления о том, как в годы войны храбро сражались и защищали нашу страну от врагов. В государственном учреждении образования «Детский сад «Василёк» п.Дружный» работе в данном направлении уделяется немалое значение.

И в преддверии 9 мая, были оформлены группы, холлы, тематические фотозоны. Украшен фасад и прилегающая территория детского сада.  В дошкольном учреждении прошли праздничные мероприятия, посвященные 78 годовщине Дня Победы в Великой Отечественной Войне. Воспитатели провели с детьми тематические занятия по теме: «Этих дней не смолкнет слава». Образ войны и Победы ребята познавали по репродукциям картин, литературным произведениям, песням, фотографиям военных лет. Для родителей была оформлена наглядность.

Для воспитанников были проведены спортивный игры на военную тематику: игра-эстафета «Доставь письмо адресату» и «Боевая тревога», игра на внимание «Патроны на передовую», ребята отгадывали «Военные загадки». Состоялся праздничный концерт «День Победы». Праздник прошёл с чувством трепетного волнения и особенной атмосферы: ребята и педагоги вспомнили песни военных лет, прочитали стихи о Победе, исполнили танцевальные композиции «Голуби», «Журавли», «За 4 дня до войны». Выступил наш ансамбль ложкарей с композицией «Смуглянка». В заключении праздника ребята прошли с «Бессмертным полком» - портретами своих пробабушек и продедушек. Хочется верить, что память и уважение к защитникам нашей Родины останется у нового поколения навсегда.

В гости к нашим ребятам приходила заведующий детской Дружненской библиотекой Светлана Владимировна Гордиенко, которая рассказала воспитанникам ГУО «Детский сад «Василёк» п. Дружный» о подвигах маленьких героев большой войны.

В рамках республиканской акции "30 дней до Победы" воспитанница старшей группы детского сада "Василёк" п. Дружный Марина Карабан посетила Обелиск советским воинам и Аллею воинской славы г. Марьина Горка. Марина рассказала своим друзьям о подвиге своего прадедушки - Липском Григории Ивановиче. И представила видеоклип "Навечно в нашей памяти".

В рамках XIV Международной акции «Читаем детям о Великой Отечественной войне», в детском саду для воспитанников старшего дошкольного возраста были прочитаны рассказы Льва Кассиля «Воздух» и Анатолия Митяева "Мешок овсянки».

 При подготовке и проведении праздника принимали участие все работники детского сада. А также не остались в стороне и родители наших воспитанников, приняв участие в акции «Мы вместе: Встречаем день Победы!». Которые преклоняясь перед подвигом нашего народа и проявляя солидарность прикрепили бутоньерки «Яблоневый цвет».

В заключении хочется сказать спасибо и низко поклонится, дорогим ветеранам, за нашу мирную жизнь для наших детей, за их счастье! Сердечно поздравить всех со светлым Днём памяти, Днём Победы! Чистого неба, яркого солнца, мира, радости и счастья всем живущим на Земле!

 

Ю.А. Лепешко

свернуть

#ЧитаемДетямоВОВ2023

В рамках XIV Международной Акции «Читаем детям о Великой Отечественной войне» приуроченной ко Дню Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., организатором которой является ГБУК «Самарская областная детская библиотека» https://vk.com/biblio_detstvo\ в дошкольном учреждении образования "Детский сад "Василёк" п. Дружный"  для воспитанников  старшей группы был прочитан рассказ Анатолия Митяева "Мешок овсянки",  из которого дети узнали о фронтовом братстве  и о  верных друзьях человека - собаках, которые  спасли ни одну жизнь солдатам в боях   https://disk.yandex.ru/i/qPvPZ0tt2U8PuQ   #ЧитаемДетямоВОВ2023

ЧИТАЕМ! ПОМНИМ! ГОРДИМСЯ!

свернуть

XIV Международная Акция «Читаем детям о Великой Отечественной войне»

#ЧитаемДетямоВОВ2023
развернуть

В рамках XIV Международной Акции «Читаем детям о Великой Отечественной войне» приуроченной ко Дню Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., организатором которой является ГБУК «Самарская областная детская библиотека» https://vk.com/biblio_detstvo\ в дошкольном учреждении образования "Детский сад "Василёк" п. Дружный"  для воспитанников  группы интегрированного обучения и воспитания был прочитан рассказ Льва Кассиля «Воздух», в ходе которого дети узнали о воздушных боях и защите города от фашистско-немецких захватчиков  https://disk.yandex.ru/i/TJgscoYaoKX4aw    #ЧитаемДетямоВОВ2023

ЧИТАЕМ! ПОМНИМ! ГОРДИМСЯ!

свернуть

Маршрут выходного дня - «В поисках перелески»

Слайд1

 

Слайд2

Слайд3

Слайд4

 

Воспитатель дошкольного образования Эльвира Гладкая.

 

свернуть

Знакомьте своего ребёнка с памятными и историческими местами своей большой и малой Родины.

Памятка для родителей.
развернуть

Уважаемые родители!

 

  1. Если вы хотите вырастить ребёнка достойным человеком и гражданином, не говорите дурно о стране, в которой живёте.
  2. Рассказывайте своему ребёнку об испытаниях, выпавших на долю ваших предков, из которых они вышли с честью.
  3. Знакомьте своего ребёнка с памятными и историческими местами своей большой и малой Родины.
  4. Даже если вам не хочется в выходной день отправляться с ребёнком в музей или на выставку, помните, что чем раньше и регулярней вы будете это делать, пока ваш ребёнок ещё маленький, тем больше вероятность того, что он будет посещать культурные заведения в подростковом возрасте и юности.
  5. Помните, что чем больше вы выражаете недовольство каждым прожитым днём, тем больше пессимизма, недовольства жизнью будет выражать ваш ребёнок.
  6. Когда вы общаетесь со своим ребёнком, пытайтесь не только оценивать его учебные и психологические проблемы, но и позитивные моменты его жизни (кто ему помогает и поддерживает, с кем бы он хотел подружиться и почему, какие интересные моменты были на занятиях в детском саду и после них).
  7. Поддерживайте у ребёнка стремление показать себя с позитивной стороны, никогда не говорите ему такие слова и выражения: «Не высовывайся!», «Сиди тихо!», «Не проявляй инициативу!» 
  1. Смотрите с ним передачи, кинофильмы, совершайте виртуальные экскурсии, рассказывающие о людях, прославивших нашу страну, в которой вы живёте, позитивно оценивайте их вклад в жизнь общества.
  2. Не взращивайте в своем ребенке равнодушие, оно обернется против вас самих.
  3. Как можно раньше откройте в своем ребенке умение проявлять позитивные эмоции, они станут вашей надеждой и опорой в старости!  

Белорусский государственный музей истории великой отечественной войны-  ЗАЛ “МУЗЕЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ”
ПРИГЛАШАЕТ МАЛЬЧИШЕК И ДЕВЧОНОК 

свернуть

Хатынь — трагедия и память…

Сегодня 22 марта 2023 года для детей старшего дошкольного возраста воспитатели Екатерина Ивановна и Елизавета Александровна провели беседу о памятнике-мемориале Хатынь, рассказали, что он словно храм под открытым небом, который обрел национальное и мировое признание. И каждый, кто приходит туда, забирает с собой даже не осознавая этого, маленький огонёк большой памяти белорусского народа. Жгучая боль Хатыни - это боль всей страны. Ведь история неприметной некогда деревни Хатынь во многом похожа на большую историю Беларуси. Дети рассмотрели книгу "Хатынь" А.Г. Зельского. Воспитанник Владислав Гудков принес в группу  фотографии с экскурсии по мемориалу,  вместе с родителями он побывал в Хатыни летом прошлого года.  Так же дети посмотрели видеопрезентацию о мемориальном комплексе. Посещая эти места и рассказывая о них детям мы отдаём дань памяти героическому поколению наших предков.

Ю.А. Лепешко

свернуть

15 марта – День Конституции Республики Беларусь

Конституция (от лат. сonstitutio – установление, устройство) – это юридический документ, определяющий устройство государства, права, свободы и обязанности граждан и обладающий высшей юридической силой.
Согласно теории общественного договора, Конституция закрепляет договоренность между обществом (гражданами) и государством по самым важным для общества вопросам.
Конституция Республики Беларусь – Основной Закон Республики Беларусь, имеющий высшую юридическую силу, и закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений.
Высшей ценностью Конституция объявляет человека, его жизнь.
Конституция – Основной Закон государства:
определяет государственное устройство;
устанавливает принципы избирательной системы;
регулирует образование органов власти;
закрепляет права и обязанности граждан.
Конституция Республики Беларусь принята 15 марта 1994 года (с изменениями и дополнениями, внесенными по итогам республиканских референдумов 24 ноября 1996 года, 17 октября 2004 года и 27 февраля 2022 года). В этот день ежегодно отмечается государственный праздник – День Конституции Республики Беларусь. https://president.gov.by/ru/president/detjam/constitution

В детском саду в День Конституции для детей среднего и старшего возраста  начался с слушания государственного гимна республики Беларусь. На занятиях по образовательной области «Ребёнок и общество»,  дети узнали о том, что такое Конституция и познакомились с правами и обязанностями граждан в обществе. Свои знания ребята проверили, приняв участие в дидактической игре «Что есть на гербе Беларуси?», «Сложи карту Беларуси», «Собери картинку», словесной игре «Разрешается – запрещается»

         Уважаемые родители, как объяснить ребенку о его правах? Конечно с помощью мультфильмов. "На что имеет право каждый ребенок на Земле?" Короткие истории про младших Смешариков, полезные детям и взрослым  "Смешарики: Азбука прав ребенка"

свернуть

Есть такая профессия - Родину защищать

Мультстудия "КлубОК"  представляет мультфильм "Защитники Отечества"

свернуть

О животных белорусских лесов в мультфильме

Мультстудия "КлубОК"  представляет мультфильм "Животные Беларуси"

свернуть

Наши дети расскажут о растениях Беларуси

Мультстудия "КлубОК"  представляет мультфильм "Растения Беларуси"

свернуть

Интерактивная игра "Достопримечательности Беларуси"

Уважаемые родители, играйте вместе с детьми!
развернуть

Интерактивная игра "Достопримечательности Беларуси" Соедините фотографию достопримечательности с названием населенного пункта, где она находится.

свернуть

Интерактивная игра "Белорусский орнамент"

Уважаемые родители, играйте вместе с детьми!
развернуть

Интерактивная игра "Есть у каждого свой дом"

Уважаемые родители, играйте вместе с детьми!
развернуть

Интерактивная игра "Есть у каждого свой дом" Деревянный дом считается традиционным. Расставь мебель подходящую к дому, сравни как изменилась старинная мебель, чем ее заменяют сейчас!

свернуть

Интерактивная игра "Праздники и традиции"

Уважаемые родители, играйте вместе с детьми!
развернуть

Интерактивная игра "Праздники и традиции" Прослушайте аудиозаписи, угадайте про какой праздник поется в песне и подберите соответствующую картинку!

свернуть

Інтэрактыўная гульня "Беларускае адзенне"

Паважаныя бацькі, гуляйце разам з дзецьмі!
развернуть

Элементы беларускага адзення ( для дзяцей 5-7 гадоў)
Правілы гульні: дзіцяці неабходна правільна суаднесці элементы адзення з іх назвай. Калі дзеці не ўмеюць чытаць, назвы аб'ектаў чытае дарослы (бацькі, або выхавальнік). Пры правільным ажыццяўленні дзеяння, малюнкі вылучаюцца зялёным колерам і знікаюць. Пры памылковым дзеянні дзіцяці, малюнак вылучаецца чырвоным колерам і застаецца на экране.
Выхавальнік праводзіць тлумачэнне, дапамагае дзіцяці выправіць памылку. Падчас правядзення гульні выхавальнік можа выкарыстоўваць кароткія апавяданні аб нацыянальных элементах адзення.

свернуть

Інтэрактыўная гульня "Заводы Мінску"

Паважаныя бацькі, гуляйце разам з дзецьмі!
развернуть

Інтэрактыўная гульня "Заводы Мінску" Размяркуйце прадукцыю, якую выпускаюць прамысловыя аб'екты г.Мінску. У правы бок з верху прадукцыя Мінскага трактарнага завода, з нізу - фабрыкі "Камунарка", у левы бок з верху - Мінскага аўтамабільнага завода, з нізу - завод "Атлант".
Жадаем поспехаў!

свернуть

Дидактическая игра «Моя родная Беларусь»

Я люблю цябе, Радзіма, Мой прыгожы, мілы край. Ад душы жадаю ўздыму - Ты квітней і нас натхняй.
развернуть

Дидактическая игра

«Моя родная Беларусь»

Задачи: формировать представления о государственной символике, природных символах Беларуси,  достопримечательностях страны,   народных промыслах,  изделиях белорусской промышленности; развивать произвольное внимание,  образную память,  умения организовывать взаимодействие со сверстниками; воспитывать чувство гордости за Беларусь, ее успехи и достижения.

Возрастная категория: 5+

Материал: игровые поля с изображениями, карточки.

Ход игры: Играют от 2 до 6 детей. Взрослый переворачивает разрезные карточки одну за другой, показывая их детям. Тот, у кого есть соответствующее изображение на карточке лото, называет его, забирает карточку и помещает её на карточку лото. Если ребенок затрудняется назвать изображение, это делает взрослый. Победитель, первый закрывший свою карточку лото, называет все изображения на ней. Игра не заканчивается, а продолжается до тех пор, пока все не закроют свои карточки лото и не назовут помещенные на них изображения.

 

свернуть

Отправляемся в мультипликационное путешествие....

Как рассказать о Родине маленькому ребёнку?
развернуть

Часто взрослым трудно подобрать слова... Наши юные мультипликаторы с удовольствием помогут Вам. Мультстудия детского сада "Василёк" представляет мультфильм "Какая она- наша Беларусь?"

свернуть

Наш герб і наш сцяг-гэта сімвал свабоды, высокай культуры і дружбы народаў.

Шчаслівы той народ, які ганарыцца сваёй краінай, паважае законы, ушаноўвае дзяржаўныя сімвалы

свернуть

Государственная символика Республики Беларусь

Государственная символика Республики Беларусь

Государственный флаг Республики Беларусь

flagГосударственный флаг Республики Беларусь является символом государственного суверенитета Республики Беларусь, представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из двух горизонтально расположенных цветных полос: верхней - красного цвета шириной в 2/3 и нижней - зеленого цвета в 1/3 ширины флага. Около древка вертикально расположен белорусский национальный орнамент красного цвета на белом поле, составляющий 1/9 длины флага. Отношение ширины флага к его длине - 1:2. Флаг крепится на древке (флагштоке), которое окрашивается в золотистый (охра) цвет.

 

Государственный герб Республики Беларусь

 

BelarusГосударственный герб Республики Беларусь является символом государственного суверенитета Республики Беларусь.

Государственный герб Республики Беларусь представляет собой размещенный в серебряном поле зеленый контур Государственной границы Республики Беларусь, наложенный на золотые лучи восходящего над земным шаром солнца. Вверху поля находится пятиконечная красная звезда. Герб обрамлен венком из золотых колосьев, переплетенных справа цветками клевера, слева – цветками льна. Венок трижды перевит с каждой стороны красно-зеленой лентой, в средней части которой в основании Государственного герба Республики Беларусь в две строки начертаны золотом слова «Рэспубліка Беларусь».

— Государственный гимн Республики Беларусь Государственный гимн Республики Беларусь представляет собой музыкально-поэтическое произведение, исполняемое в случаях, предусмотренных Законом Республики Беларусь от 5 июля 2004 г. № 301-З «О государственных символах Республики Беларусь» и иными законодательными актами Республики Беларусь.
Текст гимна:
Дзяржаўны гімн Рэспублікі Беларусь Словы М.Клімковіча, У.Карызны Музыка Н.Сакалоўскага
Мы, беларусы — мірныя людзі,
Сэрцам адданыя роднай зямлі,
Шчыра сябруем, сілы гартуем
Мы ў працавітай, вольнай сям'і.
Слаўся, зямлі нашай светлае імя,
Слаўся, народаў братэрскі саюз!
Наша любімая маці-Радзіма,
Вечна жыві і квітней, Беларусь!
Разам з братамі мужна вякамі
Мы баранілі родны парог,
У бітвах за волю, бітвах за долю
Свой здабывалі сцяг перамог!
Слаўся, зямлі нашай светлае імя,
Слаўся, народаў братэрскі саюз!
Наша любімая маці-Радзіма,
Вечна жыві і квітней, Беларусь!
Дружба народаў — сіла народаў
- Наш запаветны, сонечны шлях.
Горда ж узвіся ў ясныя высі,
Сцяг пераможны — радасці сцяг!
Слаўся, зямлі нашай светлае імя,
Слаўся, народаў братэрскі саюз!
Наша любімая маці-Радзіма,
Вечна жыві і квітней, Беларусь!
Источник: https://www.mfa.gov.by/sgp/state_symbols/ © 
свернуть

Каждое второе воскресенье мая Беларусь отмечает День Государственных символов – флага, герба и гимна.

Каждое современное государство имеет свои государственные символы, которые выражают его политическую самостоятельность и независимость, историю становления и развития, национальную самобытность.

В соответствии со статьей 19 Конституции Республики Беларусь символами нашей страны как суверенного государства являются ее Государственный флаг, Государственный герб и Государственный гимн.

14 мая вся страна празднует День Государственного флага, Государственного герба и Государственного гимна Республики Беларусь. Этот праздник установлен Указом Президента от 26 марта 1998 г. № 157 и традиционно отмечается во второе воскресенье мая. В этом году ему 25 лет!

Для любознательных

Первоначально праздник носил название «День Государственного герба Республики Беларусь и Государственного флага Республики Беларусь». 12 апреля 2023 г. Указом Президента оно скорректировано на «День Государственного флага, Государственного герба и Государственного гимна Республики Беларусь». Новое название позволяет отдать дань уважения всем трем государственным символам Беларуси. 

Немного истории

Эталон герба и Положение о флаге были утверждены Указом Главы государства еще в 1995 году по результатам проведенного 14 мая 1995 года республиканского референдума, одним из вопросов которого было установление государственной символики. Этот документ утратил силу в 2004 году. На смену ему пришел Закон «О государственных символах Республики Беларусь», который был принят 5 июля 2004 года. В нем определены описание государственных символов и порядок их использования.

Каждый должен знать!

Флаг, герб и гимн Республики Беларусь с помощью простых и понятных средств отражают патриотические, исторические и культурные традиции страны, характер народа, его духовный потенциал. Они наделены яркими чертами и легко узнаваемы среди всех государственных символов мирового сообщества.

  • Государственный флаг Республики Беларусь представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из двух горизонтальных цветных полос: верхней – красного цвета и нижней – зеленого цвета.

Отношение ширины полос красного и зеленого цвета – 2:1. Отношение ширины Государственного флага Беларуси к его длине – 1:2. У древка (флагштока) вертикально расположен белорусский национальный орнамент красного цвета на белом поле, составляющем 1/9 длины Государственного флага Республики Беларусь.

Государственный флаг Республики Беларусь крепится на древке, которое окрашивается в золотистый (охра) цвет. Отношение ширины Государственного флага к длине древка – 1:3.

Для любознательных

При проведении церемоний и других торжественных мероприятий Государственный флаг Республики Беларусь используется с наконечником ромбовидной формы с изображением пятиконечной звезды, аналогичным изображению на Государственном гербе Республики Беларусь. Наконечники изготавливаются из металла желтого цвета.

Красный цвет на флаге Беларуси – цвет знамен Красной Армии и белорусских партизанских бригад. Этот цвет с древних времен считается знаком Солнца. Он символизирует кровные узы, братство, высокое предназначение судьбы, победу, счастливую жизнь.

Зеленый цвет – символ надежды, весны и возрождения. Это цвет природы, полей и лесов, которые издавна занимают основную часть территории нашей страны. Зеленый – цвет добра, роста, развития, благополучия и мира.

 

Белый цвет – прежде всего цвет свободы, нравственной чистоты и мудрости. Эти замечательные качества должен свято хранить в своей душе настоящий сын белорусской земли.

Флаг

Для любознательных

Беларусь единственная на постсоветском пространстве сохранила советский флаг, внеся лишь небольшие изменения. В 2012 году дизайн флага Республики Беларусь доработан. Цвета стали приятнее для взора. Орнаментная полоса немного расширилась.

На Государственном флаге Республики Беларусь запечатлен фрагмент наиболее древнего и типичного для Беларуси орнамента. Он прославляет трудолюбие и мастерство как обязательные условия счастливой судьбы. В центре орнамента ромб – древнейший символ богини земли и плодородия. Белорусский орнамент отражает древнюю культуру народа, его духовное богатство и единство.

Когда поднимают Государственный флаг?

Государственный флаг постоянно поднят на зданиях органов власти и некоторых государственных учреждений, устанавливается в служебных кабинетах руководителей данных органов (учреждений), в школах, на избирательных участках, вывешивается во время различных торжественных мероприятий. 

При одновременном поднятии или установлении Государственного флага Республики Беларусь и флага другого государства Государственный флаг Республики Беларусь должен быть поднят или установлен с правой стороны, а флаг другого государства – с левой, если стать лицом к ним.

Граждане могут вывешивать Государственный флаг как внутри, так и снаружи помещений во время народных, трудовых, семейных праздников и в другие памятные дни. При этом обязательным условием является соблюдение уважения к Государственному флагу как символу государства. Государственный флаг Республики Беларусь, изготовленный в настольном варианте, может быть установлен в помещениях, используемых организациями и гражданами Республики Беларусь. 

 

  • Государственный герб Республики Беларусь представляет собой размещенный в серебряном поле золотой контур Государственной границы Республики Беларусь, наложенный на золотые лучи восходящего над земным шаром солнца. Вверху поля находится пятиконечная красная звезда. Герб обрамлен венком из золотых колосьев, переплетенных справа цветками клевера, слева – цветками льна. Венок трижды перевит с каждой стороны красно-зеленой лентой, в средней части которой в основании Государственного герба Республики Беларусь в две строки начертаны золотом слова «Рэспубліка Беларусь».

 

Герб

Государственный герб Республики Беларусь может воспроизводиться в многоцветном, двухцветном и одноцветном (серебряном и золотом) изображении. 

Где может размещаться изображение Государственного герба?

Изображение Государственного герба размещается на зданиях органов власти и ряда государственных учреждений, внутри служебных кабинетов их руководителей, а также на печатях данных органов, на монетах, паспортах граждан Республики Беларусь. 

В отличие от Государственного флага, Государственный герб имеет более официальное значение, поэтому не предусматривается возможность его свободного использования гражданами. Например, запрещается его размещение на визитных карточках лиц, не являющихся государственными служащими.

При одновременном размещении Государственного герба Республики Беларусь и герба административно-территориальной единицы либо территориальной единицы Республики Беларусь Государственный герб должен располагаться с левой стороны от другого герба, если стать лицом к ним. При одновременном размещении нечетного числа гербов Государственный герб Республики Беларусь должен располагаться в центре, а при размещении четного числа гербов (более двух) – левее центра. 

Для любознательных

В 2021 году утверждено обновленное изображение Государственного герба. Само изображение герба осталось тем же, но изменились детали. Контур страны стал золотым вместо зеленого, изменились формы колосьев, клевера и льна. Изменился цвет материков на земном шаре – они стали темно-оранжевыми вместо синих. Сам шар немного развернулся, теперь на нем видна та часть Европы, в которой расположена Беларусь.

 

  • Государственный гимн Республики Беларусь представляет собой музыкально-поэтическое произведение, исполняемое в торжественных случаях.

Гимн

 

 

Когда исполняется государственный гимн?

Государственный гимн исполняется в начале и в ряде случаев в окончании важных государственных и общественных событий.

Граждане могут исполнять (прослушивать) Государственный гимн во время народных, трудовых, семейных праздников и других торжественных мероприятий при обеспечении необходимого уважения к нему.

При официальном исполнении Государственного гимна Республики Беларусь присутствующие слушают его стоя (мужчины – без головных уборов, военнослужащие, иные лица, для которых предусмотрено ношение форменной одежды, – в соответствии с законодательством Республики Беларусь).

Гимн может исполняться в оркестровом, хоровом, оркестрово-хоровом либо в иных вокальных, инструментальных или вокально-инструментальных вариантах. При этом могут использоваться аудио- и видеозапись, а также средства теле- и радиотрансляции. При вокальном и вокально-инструментальном исполнении Государственный гимн Республики Беларусь исполняется полностью, а при его инструментальном исполнении допускается частичное исполнение – проигрываются запев и припев один раз.

Государственный гимн Республики Беларусь транслируется государственными телевизионными и радиовещательными компаниями ежедневно в начале и перед окончанием вещания, а при круглосуточном вещании – в 6 часов и в 24 часа; в новогоднюю ночь – после боя часов в 24 часа.

Прослушать гимн

Государственные символы – флаг, герб и гимн Беларуси – это история, настоящее и будущее белорусского государства, воплощение идеи национального единства, важнейшие атрибуты суверенитета и независимости Отечества.

На Детском правовом сайте есть специальный раздел «Государственные символы Республики Беларусь», где вы можете подробнее изучить материал.

Смотрите мультфильм о значении госсимволов Беларуси по ссылке https://mir.pravo.by/news/different/multfilm-brpo-o-znachenii-gossimvolov-belarusi/.

Материалы сайта https://mir.pravo.by/

свернуть

День победы! Знакомим дошкольников с темой войны

День Победы остаётся самым величественным и самым дорогим праздником, который мы всегда встречаем с радостью и волнением, с глубоким осознанием колоссального масштаба этого исторического события и с гордостью за наших отцов, за наших дедов, разгромивших фашизм.
развернуть

Время идет, но мы храним память о Великой Отечественной войне.

При знакомстве детей с темой войны перед родителями стоят три основные задачи:

  1. Познакомить детей с праздником «День Победы». Рассказать о Великой Отечественной войне.
  2. Продолжать знакомить с событиями Великой Отечественной войны посредством художественного слова, рассматривая репродукции картин о войне, слушая песни военных лет.
  3. Воспитывать уважение к памяти павших бойцов и старшему поколению.

В достижении этих целей помогут классические художественные произведения, презентации, интерактивные игры- задания для дошкольников. 

Дмитрий Пентегов «Паровоз «Овечка». Герой этой сказки – небольшой паровоз из серии «Ов», который железнодорожники ласково называли «Овечка». Когда-то он ездил от Москвы до самого Тихого океана. Потом его сменили мощные паровозы других серий, но «Овечек» все уважали за то, что они прочные и надёжные. А в годы Великой Отечественной войны началась новая жизнь этого паровоза: он стал зенитным бронепоездом и отгонял от наших эшелонов вражеские самолёты, вписав свою страницу в историю Великой Победы.

«Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове» А. Гайдара. После ухода старших на войну со внезапно напавшими на страну злобными «буржуинами» Мальчиш-Кибальчиш возглавил сопротивление последней оставшейся силы, мальчишек – «мальчишей». Им было нужно «только ночь простоять да день продержаться». «Эй же вы, мальчиши, мальчиши-малыши! Или нам, мальчишам, только в палки играть да в скакалки скакать? И отцы ушли, и братья ушли. Или нам, мальчишам, сидеть-дожидаться, чтобы буржуины пришли и забрали нас в своё проклятое буржуинство?»

 

 

Солдатская сказка К. Паустовского «Похождения жука-носорога». Когда Петр Терентьев уходил из деревни на войну, маленький сын его Степа не знал, что подарить отцу на прощание, и подарил наконец старого жука-носорога. Жук прошел вместе с отцом всю войну и вернулся в родные края. Удивительная история дружбы человека и жука!

 

 

Еще один рассказ К. Паустовского – «Стальное колечко» – о жизни в деревне во время войны, о доброте девочки Варюшки и волшебном колечке.

 

 

 

В книгу Нисона Ходзы «Дорога жизни» вошли рассказы о легендарной Дороге жизни 

блокадного Ленинграда. Документальное повествование дополняют уникальные фотографии и наглядные карты, а рассказы – волнительные карандашные рисунки художника В. Бескаравайного.

 

В книгу Анатолия Митяева «Письмо с фронта» вошли рассказы автора, участника войны, о военных буднях. Это не простая книга, в которой автор анализирует причины и следствия происходящих на фронте событий.

Читатель вместе с героями переживаем трудности пути солдата-фронтовика к Победе. Автор заострил внимание на трогательных подробностях тогдашней жизни. И они больше, чем разбор боев и сражений, приближают к пониманию человеческих чувств. Мы вместе с автором сочувствуем юным солдатам, которые прямо на наших глазах становятся взрослыми. Для них война – тяжелая работа, и меньше всего они думают о геройских поступках. Но, честно ее выполнив, вчерашние мальчишки становятся героями. Издание проиллюстрировано множеством цветных репродукций.

 

Рассказы Юрия Яковлева патриотического содержания: «Как Сережа на войну ходил», «Семеро солдатиков», «Кепка-невидимка», «Иван-виллис», «Подкидыш», «Пусть стоит старый солдат» и другие.

Пронзительная сказка «Как Сережа на войну ходил» о мальчике Сереже, который хотел увидеть войну собственными глазами. И повел его по военной дороге ни кто иной, как родной дедушка …, погибший в неравном бою. Нелегкий это был поход – ведь война не прогулка, а тяжелый труд, опасности, бессонные ночи и бесконечная усталость. Сережа понял это почти сразу же и очень хотел вернуться домой. Но дедушка не отпустил его: «Сам захотел узнать, что такое война, теперь терпи». Многое увидел мальчик на войне: обстрел наших солдат фашистским самолетом, бойцов, идущих в разведку, подвиг деда, когда тот остановил вражеский танк. Он научился носить солдатское обмундирование, рыть окопы. Он научился терпению, товариществу, взаимовыручке. С войны Сережа вернулся один, но это был уже совсем другой человек, в груди которого билось сердце погибшего деда и значит сердце, способное в любой момент остановить врага.

 

Повесть-сказка «Крайний случай» замечательного детского писателя Ильи Туричина (1921-2001) адресована маленьким читателям. Малыши с интересом прочитают историю о подвигах русского богатыря, солдата Ивана, который мужественно сражался против фашистов, дошел до Берлина и спас от смерти маленькую немецкую девочку. Всю войну он берег краюшку хлеба, испеченного матерью. А самого Ивана хранила от вражеских пуль чудотворная икона Пресвятой Богородицы.

Семенцова Валентина Николаевна – автор книги «Лист фикуса. Рассказы о войне» – принадлежит к тому, уже не многочисленному поколению людей, которых называют «Детьми блокады». В своих рассказах от лица пятилетней героини автор обращается к сверстникам, живущим в XXI веке и повествует о военном детстве, о жизни маленькой девочки и ее мамы в блокадном Ленинграде.

Повесть «Вот как это было» посвящена очень важному в жизни нашей страны периоду. Здесь рассказывается о Ленинграде предвоенного времени, о Великой Отечественной войне, о ленинградской блокаде, о том, как мы победили. Повесть написана от имени маленького героя Мишки. Автор показал войну, блокаду в детском восприятии – в произведении нет ни одного слова, которое выходило бы за границы Мишкиного понимания. Однако, при всей непритязательности повествования, в кульминационных главах повести чувствуется подлинный драматизм.

 

Генадий Черкашин «Кукла» – это история о маленькой девочке, которая была эвакуирована из блокадного Ленинграда, и о кукле Маше, оставшейся ждать хозяйку в осажденном городе. Это история о возвращении домой, о людях – хороших и не очень, о надежде, мужестве и великодушии.

 

Сборник включает в себя шесть рассказов замечательной писательницы Елены Николаевны Верейской. Искренние и трогательные, они будут интересны и большим, и маленьким читателям.

Герои этих рассказов – дети, чьё детство пришлось на суровое военное скупое на радость послевоенное время. Но дети в любое время дети, и в их добром маленьком мире всегда есть место любви, дружбе, участию, захватывающим играм и неудержимому полёту фантазии. Рядом с детьми - мудрые и чуткие взрослые, всегда готовые прийти на помощь ребятам.

Удивительно живые, пластичные графические иллюстрации Нины Носкович ярко раскрывают характер и переживания больших и маленьких героев книги и их друзей - шаловливого бельчонка Колобка и преданного пса Карая.

« Сосны шумят» – не просто художественное произведение. Это книга-воспоминание, автобиографическая повесть Ирины Токмаковой о жизни эвакуированного во время Великой Отечественной войны детского дома.

Идёт грозная война, но жизнь продолжается. Малыши растут, играют, учатся… В глубоком тылу взрослые тщательно оберегают хрупкие детские души, даря воспитанникам возможность оставаться детьми даже в такое тяжёлое для страны время. В легких графичных иллюстрациях народного художника России Николая Устинова оживают ребяческие лица и красота русской природы, а также становится зримой любовь к большим и маленьким людям.

 

Георгиевская С. «Галина мама» – эта небольшая повесть, но рассказывается в ней не о пустяках, а о воинской доблести. Она невелика - в ней всего несколько страничек, и тем не менее это настоящая повесть с двумя пересекающимися сюжетными линиями.

 

« Три сына» Валентина Осеева. Было у матери три сына - три пионера. Прошли годы. Грянула война. Провожала мать на войну трех сыновей - трех бойцов. Один сын бил врага в небе. Другой сын бил врага на земле. Третий сын бил врага в море. Вернулись к матери три героя: летчик, танкист и моряк!

 

Юрий Осипов «Летная семья». Маленькая повесть для детей дошкольного возраста, состоящая из рассказов шестилетнего мальчика о своем отце-летчике, о жизни в военном поселке, об играх, о начале войны, о наблюдениях за воздушными боями.

 

Георгий Балл «Зеленая шишка» Повесть рассказывает о детях в оккупированной фашистами Литве.

Расскажите детям  о том как животные помогали в годы войны.

Информацию можно найти здесь 👉https://ped-kopilka.ru/blogs/oksana-anatolevna-danilchenko/zhivotnyh-rjadom-s-chelovekom-v-gody-vtoroi-mirovoi-voiny.html

Поиграйте в игры «Играем – историю, традиции страны изучаем» Интерактивные задания, созданные на сервисе LearningApps.orgИгры предназначены для воспитанников от 4 до 7 лет. Помните, что электронные игры с детьми дошкольного возраста предполагают совместную деятельность взрослого и ребенка. Игры можно найти здесь

 

 

 

свернуть

Как знакомить детей с родным посёлком?

Уважаемые родители, Вы первые воспитатели ребёнка, Вы первые знакомите ребенка с местом где он родился и растет.  Родной поселок – это всегда близкий нашему сердцу край. Пусть он станет таким и для наших детей. 

Знакомя детей дошкольного возраста с родным посёлком, необходимо помнить, что история поселка неотделима от истории страны, поэтому серию своих рассказов необходимо посвятить истории Белоруссии, знакомству с нашей столицей, ее достопримечательностями, героическим и культурным наследием.

Уважаемые родители! Предлагаем вам некоторые рекомендации по ознакомлению и закреплению данной темы:

1. Знает ли ваш ребёнок, как называется поселок, в котором он живёт? Научите его чётко произносить название родного поселка, улицу, на которой находится его дом.

2. Обратите внимание, в честь чего назван поселок, чем он знаменит.

3. Погуляйте с ребёнком по улице, на которой живёте, покажите интересные здания, расскажите об учреждениях, которые есть на ней. Отработайте чёткое произношение предложения: Я живу на улице…

4. Расскажите, на какой улице находится детский сад, который посещает ребёнок. Помогите ему произнести предложение: Наш детский сад – на улице…

5. Помогите ребёнку составить рассказ: Я живу в поселке Дружный на улице… Мой детский сад – на улице …. Пусть ребёнок ответит на вопросы: Где ты живёшь? На какой улице? На какой улице твой детский сад?

6. Вспомните, какой транспорт можно увидеть на улицах поселка.

7.Напомните о необходимости соблюдения правил дорожного движения.

8. Посетите с ребёнком некоторые интересные места нашего поселка с тем, чтобы он мог рассказать о них друзьям в детском саду.

9. Дидактическая игра «Назови – какой предмет?» - образование сложных слов. Дом (какой)многоэтажный, пятиэтажный, кирпичный…

11. Дидактическая игра «В нашем поселке». В нашем поселке много – машин, улиц, школ….

12. Составьте рассказа (из личного опыта) «По дороге в детский сад».

13. Нарисуйте рисунок на тему "Улица, на которой я живу".

Одна из улиц поселка Дружный называется улица Чепика, в поселке установлен памятный знак посвященный этому событию.

Николай Петрович Чепик — Герой Советского Союза, заместитель командира инженерно-сапёрного взвода 317-го гвардейского парашютно-десантного полка в составе 40-й армии Краснознамённого Туркестанского военного округа, гвардии старший сержант. Родился в деревне Червоный Май в семье колхозника. Окончил 10 классов Блужской средней школы. В мирное время, до начала Афганской войны, работал монтёром в Минской дистанции пути Белорусской железной дороги.

В 1978 году был призван в ряды Советской Армии, направлен в Воздушно-десантные войска. Стал сапером, заместителем командира инженерно-саперного взвода.

С декабря 1979 года, направлен в состав ограниченного контингента советских войск, принимал участие в боевых действиях на территории Демократической Республики Афганистан в одной из восточных провинций.

По официальной версии 29 февраля 1980 года вражеские группы пытались проникнуть в расположение советских войск. Подразделение старшего сержанта Николая Чепика, заместителя командира сапёрного взвода, в ходе Кунарской операции получило приказ осуществить подрыв склада боеприпасов противника, расположенного в пещере. Возвращаясь после успешного выполнения задания, группа сапёров, в составе Н. Чепика и гвардии рядовых Александра Рассохина и Керима Керимова, попали в засаду. Противник значительно превосходил своей численностью.

В ходе перестрелки Николай получил ранение в ногу. После гибели своих товарищей, чтобы не попасть в руки врага живым, Николай привязал осколочную мину направленного действия МОН-100 к дереву и взорвав, направил её на противника, уничтожив около 30 душманов.

На могиле Николая Чепика в деревне Блужа Пуховичского района и в Витебске установлен памятник (четырёхгранный обелиск из красного гранита, добытого на Подладожском карьере). Его именем были названы комбайн, электричка ЭР9Т-700 приписки ТЧ-9, улица в посёлке Дружный Пуховичского района Минской области, спортивный клуб.

свернуть
поделиться в: