Рекомендации педагога- психолога
Семья – основа воспитания положительных черт характера ребенка
Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей. Для маленьких детей семья – главная и почти единственная школа воспитания. Если они посещают детский сад, то воспитание осуществляется в единстве с семьей специалистами-педагогами на основе научно разработанной программы, в благоприятных для жизни ребят условиях.
Цель воспитания у семьи и детского сада едина: формирование с раннего возраста всесторонне развитой личности, учитывая при этом психофизиологические особенности развития организма ребенка.
Одинаковых семей не существует. В каждой семье есть свои традиции и свои особенности. Но, несмотря на различные уклады жизни во всех семьях, где подрастают дети с уравновешенным характером, есть одна общая особенность – ровные, доброжелательные отношения взрослых и детей.
Нужно ли быть другом своему ребенку? Некоторые родители считают, что дружба – это отношения равных, а взрослые, воспитывая своих детей, не могут ронять свой авторитет таким отношением с ребенком. Такие родители опасаются, что их не будут уважать и слушаться.
Они настойчивы и последовательны в своей позиции непогрешимых взрослых и считают, что правильным может быть только их мнение. Нетерпимо относясь к упрямству детей, они не идут ни на какие компромиссы и уступки: требуют от ребенка беспрекословного послушания, пунктуального соблюдения режима дня, не доверяют ни опыту ребенка, ни его возрастающей самостоятельности. Любовь к ребенку носит принципиальный характер («Детей ласкать нельзя – они распускаются»).
Боясь наказания или выговора, ребенок выполнит поручение, но в следующий раз он будет стремиться его избежать, потому, что чувства его не отозвались на такое обращение взрослого. Характер у ребенка воспитывается, но родители замечают, что он совсем не соответствует их идеалу: часто возникающее у сына или дочери чувство личной неполноценности становится основой неуверенности к себе, а постоянные запреты, вызывая желание сделать наоборот, проявляются в капризах, упрямстве.
«Зачем запрещать ребенку что-то, да еще заставлять его помогать? Пусть играет, говорят иные родители. – Он еще маленький, вот подрастет, тогда и будем с него требовать. » В таких семьях, оберегая детство малыша, все делают за него и для него. Ребенок одновременно и властелин, и опекаемое, изнеженное и зависимое дитя. Из года в год, живя только своими интересами и желаниями, он не умеет замечать переживания и трудности других людей, считаться с их желаниями и преодолевать свои, когда это необходимо. Но может происходить и немного по-другому: лишение ребенка самостоятельности, излишняя опека родителей (эмоциональное выражение постоянной тревоги, необоснованное удерживание ребенка около себя) создают чрезмерную зависимость его от состояний взрослых, что мешает ему при общении со сверстниками.
В дружных семьях дети в ответ на любовь родителей и других близких платят им ответной любовью, большой привязанностью. Совместная жизнь, общие дела и заботы скрепляют взаимную любовь. Взаимодействие взрослых и детей многообразно. Оно осуществляется и дома и за пределами его. Чем содержательнее общение, тем более ценно оно для воспитания. Общение приносит радость и детям, и родителям. Поэтому так велико воздействие семьи на формирующуюся личность человека.
Известно, как важен для ребенка положительный пример близких ему людей: отца и матери, бабушки, дедушки, старшего брата или сестры. Дети очень впечатлительны и склонны к подражанию. Поведение взрослых в семье, их отношение к работе, явлениям окружающей общественной жизни становятся образцом для подражания. К сожалению, дошкольники подражают нередко и дурному: жизненный опыт их невелик, действия недостаточно осознаны. Часто повторяющиеся негативные примеры формируют отрицательные черты личности ребенка. Пагубна для нервной системы дошкольника и неблагоприятная семейная обстановка, поэтому важно контролировать свои суждения и поведение, быть доброжелательным, выдержанным, скромным в общении с соседями, знакомыми; подавать пример честности, правдивости.
Но одного хорошего примера недостаточно для воспитания. Родителям как главным воспитателям своих детей следует хорошо организовать их жизнь в семье: режим, соответствующий возрасту ребенка, игру и посильный труд, разнообразные занятия. Родители приучают детей находить самим себе интересное дело и трудиться, играть, читать, осуществляя это систематически. Дети ценят интерес взрослых к их жизни. Они становятся доброжелательными, активнее приобщаются к жизни семьи.
Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.
Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.
Если ребенок растет в терпимости, он учится понимать других.
Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя.
Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
Бездуховность – условие для проступков и преступлений в этом мире.
Общайтесь с детьми как можно чаще.
Не кричите на детей, и вы убедитесь, что ребенок научится вас слушать.
Помните, что если вы человек добрый, вас будут окружать добрые люди, если вы человек злой – то злые.
Будьте милосердны!
«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Эти слова Л. Толстого не потеряли своего мудрого значения и в наше время.
Педагог-психолог Ю.А.Лепешко
Акция «Ладошка счастья»
Акция направлена на формирование у детей представления о доброте, любви к ближнему, умению благодарить и помогать своим родным и близким. Ладошка - детский символ мира, доброты, дружбы и открытости!
Каждый ребенок обрисовывает свою ладошку и выбирает задание, которое нужно выполнить вместе со своими родителями.
Надписи-задания: «Обнять своего ребенка», «Поцеловать», «Сказать хорошее, ласковое слово», «Потанцевать вместе с ребенком», «Сделать воздушный поцелуй» «Улыбнуться друг другу», «Пожать руку друг другу» и др.
Каждый ребенок выбирает сам, что он хочет сделать вместе с родителями. Родители, приходя за ребенком, читают и выполняют задания! Суть таких ладошек - напомнить родителям, что семья и дети самое главное в жизни каждого человека.
Ю.А. Лепешко, педагог-психолог
Психологическая акция "Мы за счастливое детство своих детей!"
Психологическая акция «Мы за счастливое детство своих детей» направлена на повышение роли и престижа семьи , сохранения духовно-нравственных ценностей семьи, формирования ценностного отношения к близким людям, укрепления детско -родительских отношений, профилактику преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних.
В акции приняли участие родители и воспитанники детского сада "Василёк"- фото из семейного архива с изображением проявлений любви родителей и детей, из присланных фото сделан коллаж в форме сердца.
Мероприятия направлены на привлечение внимания родителей к значимости ценности жизни детей, проблеме домашнего насилия, а также развития взаимопонимания, взаимопомощи, установления дружеских отношений между педагогами, детьми и родителями в процессе совместной деятельности:
Семь причин посещать детское дошкольное учреждение
Детский сад – это незаменимая ступень в развитии малыша, которая повлияет на всю его дальнейшую жизнь.
1. Главная задача, возложенная на него – социализация личности. Именно в саду малыш начинает общаться с другими детьми, контактировать. Он учится понимать, что не все на свете должно доставаться только ему. Это тяжело, но необходимо. Он учится тому, что для того, чтобы добиться чего-то (взять понравившуюся игрушку, одержать победу в игре, первым разгадать загадку), нужно прикладывать усилия, стараться.
Здесь малыш учится жизни, коммуникативным навыкам, узнает много нового, адаптируется к обществу, подавляет комплексы неполноценности, учится выражать свои мысли и не стесняться их высказывать на людях.
2. Вторая задача – следовать режиму дня. Именно в соблюдении режима дня и состоит польза детского сада, поскольку приучает к основам здорового образа жизни – своевременному питанию, сну, прогулкам на свежем воздухе. К тому же, навыки самостоятельности в жизни обязательно пригодятся.
3. Немаловажным фактором является творческое развитие ребенка. Пение, танцы, рисование, лепка. К тому же, профессиональные преподаватели действительно помогают малышу проявить себя в каком-либо виде искусства и открыть новые способности.
Отводить кроху в сад нужно ежедневно, не допуская пропусков без уважительных причин. Это приучает к дисциплине и вырабатывает чувство ответственности.
Следует убедить ребенка в том, что посещение садика – это ответственное дело, его работа, которую пропускать никак нельзя.
Семь причин посещать детское дошкольное учреждение:
- Социальная адаптация. Именно в саду малыш впервые сталкивается с социальными нормами поведения и учится себя правильно вести в социуме. Здесь у ребенка больше, чем дома возможностей наблюдать, анализировать и делать выводы.
- Умение себя вести в коллективе. Всегда можно по поведению отличить ребенка, который до школы посещал сад. В саду дети приобретают нужные поведенческие навыки и в школе им проще влиться в коллектив.
- Приобретение знаний и опыта. Сидя дома у ребенка меньше способов получения информации, в саду же дети обмениваются знаниями, а также в процессе игры закрепляют полученную от воспитателя информацию.
- Развитие личностных качеств. Сидя дома, малыш перенимает некоторые черты характера родителей и бабушек, а в общении со сверстниками у него четче проявляются индивидуальные черты характера.
- Самостоятельность. Детям, посещавшим дошкольное учреждение, легче пережить адаптационный период в школе.
- Приобретение иммунитета. Часто болевшие в саду дети, в школе уже практически не пропускают занятий, в отличие от тех, кто сидел дома.
- Обучение дисциплине. Это пригодится на протяжении всей жизни — как в школе и институте, так и на роботе.
Адаптация ребенка к условиям детского сада
ПРИЗНАЙТЕ ЧУВСТВА
Перед первым визитом в сад сообщите ребенку о своих чувствах и признайте его возможные чувства.
Используя простые слова, в сдержанных выражениях можно сказать ребенку, что вы чувствуете некоторое беспокойство и он, возможно, также немного волнуется в такой важный день. Если вы взволнованы перед первым посещением, и ребенок это видит, то самое лучшее, что можно сделать – признать это беспокойство и отнестись к нему, как к естественному явлению. Ведь человеку свойственно немного волноваться, перед новыми событиями.
Не стоит углубляться в анализ чувств или многократно их озвучивать, достаточно просто признать. Затем имеет смысл переключить ребенка на внешние обстоятельства, обратить его внимание на выбор одежды, наблюдения за обстановкой по дороге в садик и прочие вещи окружающего мира.
ТИШЕ ЕДЕШЬ, ДАЛЬШЕ БУДЕШЬ
Принцип тише едешь, дальше будешь в данном случае работает! Ведите ребенка в детский сад не раньше 3 -3, 5 лет. Начинайте пребывание в детском саду с 2 часов, потом увеличивайте по мере привыкания ребенка.
В первую неделю вы приводите ребенка в сад после завтрака и оставляете до обеда (ребенок играет, посещает занятия, гуляет с группой). Затем вы оставляете его на обед, потом на сон, следующим шагом на полдник, и таким образом доводите до полного дня или до срока, который видится вам правильным.
Время, которое вы должны выделить на каждый этап индивидуально, зависит от ребенка и других обстоятельств. Однако, вы можете быть несколько впереди малыша и переводить его с этапа на этап по своей инициативе, не дожидаясь его желания. Дети консервативны, и малыш может так никогда и не захотеть изменить режим посещения детского садика.
Если ребенок плохо ходит в сад, плачет часто, в целом погрустнел или часто болеет, вернитесь на предыдущий этап и сократите его пребывание в детском саду.
МАЛЕНЬКИЙ ЗНАК БОЛЬШОЙ ЛЮБВИ
Если ребенок сильно переживает расставание с мамой можно дать ему небольшой талисман, вещицу, обозначающую маму, пока ее нет рядом. Это должна быть небольшая вещь, легко умещающаяся в кармане малыша (заколка, кулон, ракушка и проч). Давать талисман лучше заранее, дома. Скажите ребенку: «Когда я уйду, с тобой останется вот эта штучка, она обозначает меня, это мой знак».
Дети очень любят такие талисманы, чувствительны к ним, используйте это, чтобы помочь малышу почувствовать себя увереннее!
Можно дома заранее почитать с малышом книгу: «Поцелуй в ладошке» Одри Пенн. И в детский сад малышу «давать» свой поцелуй в его ладошку.
Как НЕ НАДО прощаться
Не затягивайте расставание с ребенком в детском саду! Четко дайте понять ребенку, когда вы уйдете.
Лучше, если выработается своеобразный ритуал прощания. Помимо обычной помощи в переодевании в это ритуал можно вводить игровой элемент. Это может быть рисование пальчиком смайлика на ладошке малыша, особый смешной прощальный стишок или все, что угодно, обозначающее вашу особую связь с ребенком. При расставании имеет смысл сказать ребенку, куда вы идете и когда именно его заберете (что, разумеется, нужно четко выполнить). Например скажите: «Я ухожу на работу, а ты будешь в саду до обеда играть, а как пообедаешь, я сразу приду!».
Конечно, все ритуалы возможны только при сравнительном спокойствии ребенка во время расставания. Если ребенок реагирует плачем, то вы лишены такой возможности. В таком случае лучше договориться с воспитателем о том, чтобы он помог отвлечь ребенка и увести его в группу.
Важно, после прощания сразу уйти, не позволяя ребенку задержать себя плачем.
Неприятно уходить от родного плачущего ребенка, но такая тактика, в конечном счете, будет лучше именно для него. Если вы из жалости сидите с ребенком, который рыдает при расставании с вами в саду, то вы оказываете ему медвежью услугу. Ведь, когда ребенок рыдает, а вы его утешаете, он верит, что вы останетесь. Это только продлевает его страдания, он не теряет надежды на вас повлиять. А если родитель ушел определенно, то эта тщетная надежда исчезает, и силы ребенка устремляются на адаптацию к ситуации. Воспитатели детских садов прекрасно знают, как быстро, почти мгновенно ребенок может успокоиться, как только за мамой закрылась дверь. Бывает, конечно, и иначе, ребенок может продолжить плакать, но, как правило, дети отвлекаются на игру, а рыдают больше всего при маме.
- Ну, Нюра, довольно, не плачь!
- Я плачу не тебе, а тете Симе.
К. Чуковский «От двух до пяти»
Вопреки советам некоторых воспитателей, лучше не уходить от ребенка тайно, а попрощаться с ним по- человечески. Если ребенок не понимает, по каким законам происходит исчезновение мамы, это только усиливает его тревогу. Ребенок может больше цепляться за мать впоследствии таких тайных уходов, потому, что поведение матери непредсказуемо. Может быть вы уйдете сегодня более спокойно, но вы рискуете увеличить общую тревожность ребенка, которая скажется в других жизненных ситуациях.
Никогда не пугайте ребенка садом и не наказывайте его оставлением надолго в детском саду. Фразу: «Если ты так будешь себя вести, я тебя из садика не буду рано забирать!» или тому подобное лучше из своего педагогического репертуара исключить!
Кроме того, желательно не пугать ребенка помещением в сиротские учреждения, милицию или больницу на основании того, что он не слушается. Если такие угрозы звучат регулярно, ребенок вряд ли им верит, но тем не менее, они действуют на него угнетающе, сообщая ему идею, что родитель готов от него избавиться в результате его плохого поведения. А потеря родителя для ребенка психологически равна угрозе самому существованию, это обостряет тревогу расставания с родителем, и вообще сильно осложняет отношения.
ВОСПИТАТЕЛИ: ВРАГИ ИЛИ ДРУЗЬЯ
Постарайтесь наладить конструктивные взаимоотношения с администрацией детского сада (педагогами, медперсоналом, директором). Эти люди, хотя и воспринимаются родителями частенько как представители вражеского лагеря, заинтересованы в том же, в чем и вы: чтобы ребенку было хорошо в саду.
Отношения с воспитателем налаживаются так же, как и с любым другим человеком. Компетентность родителей в человеческих взаимоотношениях позволит ему наладить отношения и с воспитателями.
Начало посещения детского сада часто связано со стрессом. Однако этот стресс нормальный, он не признак того, что ребенка надо спасать. Ответьте себе на вопрос – в хорошее ли место вы привели ребенка? Если ответ положительный, то помогайте ему адаптироваться. Если же ответ отрицательный, то лучше честно себе признаться в том, что считаете сад неподходящим для вашего ребенка местом и искать варианты. Негативное отношение к детскому саду обязательно будет заметно и ребенок будет, считывая это ваше отношение, адаптироваться плохо! Компания детей сверстников необходима ребенку для развития, и всегда есть альтернативные варианты, как обеспечить ребенку это симпатичное общество.
Источник: https://mama-papa-help.ru/blog-2/vospitanie-rebenka/371-na-poroge-detskogo-sada.html
Не хочу идти в детский сад. Почему?
Предлагаем взрослым найти ответ на этот вопрос и вместе со своим малышом посмотреть мультфильм о девочке, которая не хотела ходить в детский сад
В 3 года ребенок не хочет идти в садик, советы психолога, что делать родителям, чтобы малыш быстрее адаптировался:
- нельзя поддаваться на крики и истерики, и уже придя в сад, разворачиваться у самых дверей и вести кроху обратно домой;
- не затягивать сцену прощания, иначе истерика грозит затянуться надолго. Перед уходом мама должна сказать, что обязательно вернется, чтобы малыш не думал, что его бросают;
- если первое время кроха сильно плачет после ухода мамы, ему очень тяжело дается расставание с ней, стоит попробовать бабушке или папе отводить малыша в сад;
- дома играть с малышом в «детский садик», с помощью игрушек придумывая положительные ситуации. Одну из игрушек можно дать с собой, чтобы кроха с ней спал или просто хранил в своем шкафчике;
- не стоит делать перерывы в посещениях без объективных причин (например, болезнь), это гарантированно затянет адаптационный период;
- в присутствии крохи не отзываться негативно о поведении других детей или воспитателя. Напротив, говорить, что детки в группе все хорошие, к тому же воспитатель их любит;
- дома максимально оградить нервную систему крохи от перегрузки. Малыш и так получает большой всплеск эмоций в саду, потому вместо мультиков лучше вместе почитать книжку или поиграть конструктором.
Правильный режим дня. Если ребенок привык поздно ложиться спать, он утром будет не выспавшимся. Дети в возрасте до 7-ми лет должны спать ночью не менее 10 часов, потому отбой должен быть не позже 21.00. Хорошо отдохнувший ночью малыш, не так остро воспримет уход мамы. А чтобы он не видел реакции своих товарищей на расставание с мамой, можно попробовать приводить его чуть-чуть позже, когда в яслях уже царит веселье.
В период адаптации нужно больше уделять внимания малышу, даря ему свою любовь и ласку. Важно объяснить, зачем необходимо посещать сад, чтобы у него не возникло мыслей, что это наказание.
Часто отказ малыша посещать детский сад — это неправильное поведение взрослых. Психологи выделяют целый ряд распространенных ошибок, совершаемых мамами, папами и бабушками в адаптационный период у крохи.
Ребенок не хочет ходить в садик, плачет, как нельзя себя вести родителям ни в коем случае, чтобы не нанести крохе психологическую травму, подскажут советы психологов:
- нельзя приведя ребенка в группу, попросить воспитателя отвлечь его и незаметно исчезнуть, не попрощавшись и не сказав, что за ним вернутся. Когда малыш вспомнит о маме, он начнет ее искать, а не найдя, испугается. Ведь это самый сильный страх у детей — потерять маму, и малыш переживет сильнейший стресс. В дальнейшем он будет просто бояться ходить в сад, оставаясь там без мамы;
- некоторые считают, что если малыша оставить в группе сразу на весь день, он быстрее привыкнет. Это неверное утверждение, адаптация должна проходить постепенно. Первые две недели кроху оставлять в группе нужно всего на два часа, третью неделю до обеда, в течение четвертой недели забирать после дневного сна, и только после месяца — можно оставить на весь день;
- желание дать ребенку возможность утром поспать подольше, приводит к поспешным сборам. В спешке родители могут повышать на кроху голос, и у него возникает ассоциация, что это связано с садиком. Ведь собирая малыша в иное место, родители так себя не ведут. Нужно придерживаться режима, будить кроху в одно и то же время, оставляя достаточно времени на сборы. Можно придумать какой-нибудь ритуал, повторение которого будет доставлять крохе удовольствие. Тогда и в ясли он будет идти с хорошим настроением.
- нельзя говорить, что мама сейчас вернется. Нужно твердо сказать, что мама придет в определенное время. Иначе ребенок будет ждать маму каждую секунду, и ее длительное отсутствие будет все больше погружать его в состояние стресса;
- категорически нельзя пугать детей садиком. Мол, будешь так себя вести, воспитатель будет наказывать, детки не будут дружить. Это приведет к тому, что малыш будет постоянно ожидать чего-то негативного со стороны взрослых или сверстников.
Некоторые дети после ухода мамы, немного похныкав, быстро успокаиваются. Бывают же такие, которые плачут все время пребывания в группе и продолжают плакать даже дома. Советы психолога, что делать родителям, если ребенок не хочет ходить в садик:
- по дороге беседовать с крохой, всеми силами стараясь поднять ему настроение. Говорить, что там весело, много друзей и веселых игр;
- собирая карапуза, позволить ему самостоятельно решить, что он хочет одеть. Возможно, это будет какая-то любимая вещь, приносящая ему успокоение и напоминающая о доме;
- не поддаваться на провокации и не позволять ребенку манипулировать мамой посредством истерик. Он должен понимать, что слезы не помогут ему избежать попадания в группу – это неизбежность;
- отдавая и забирая кроху, демонстрировать хорошее настроение. Дети очень тонко чувствуют настрой мамы, и если она будет нервничать, малыш на протяжении дня тоже будет капризным.
- расставание с мамой можно превратить в своеобразный ритуал с каким-нибудь обязательным элементом. Выполнение одного и того же ритуала прощания, вызовет у крохи уверенность, что за ним обязательно придут сегодня, так же как пришли вчера или позавчера.
Семь причин посещать детское дошкольное учреждение:
- Социальная адаптация. Именно в саду малыш впервые сталкивается с социальными нормами поведения и учится себя правильно вести в социуме. Здесь у ребенка больше, чем дома возможностей наблюдать, анализировать и делать выводы.
- Умение себя вести в коллективе. Всегда можно по поведению отличить ребенка, который до школы посещал сад. В саду дети приобретают нужные поведенческие навыки и в школе им проще влиться в коллектив.
- Приобретение знаний и опыта. Сидя дома у ребенка меньше способов получения информации, в саду же дети обмениваются знаниями, а также в процессе игры закрепляют полученную от воспитателя информацию.
- Развитие личностных качеств. Сидя дома, малыш перенимает некоторые черты характера родителей и бабушек, а в общении со сверстниками у него четче проявляются индивидуальные черты характера.
- Самостоятельность. Детям, посещавшим дошкольное учреждение, легче пережить адаптационный период в школе.
- Приобретение иммунитета. Часто болевшие в саду дети, в школе уже практически не пропускают занятий, в отличие от тех, кто сидел дома.
- Обучение дисциплине. Это пригодится на протяжении всей жизни — как в школе и институте, так и на роботе.
Кроме того, отдавая ребенка в сад, у родителей появляется возможность отдохнуть от круговерти бытовых хлопот и заняться самореализацией.
5 Советов родителям, которые хотят быть примером для детей
Наши дети перенимают наши привычки. Как хорошие, так и плохие.
Если вы на самом деле хотите воспитать из своих детей честных и любящих взрослых, учите их на своем примере.
Избегайте эмоциональных реакций
Эмоциональные реакции — это естественный процесс, но не стоит забывать, что всплеск эмоций может помешать принятию взвешенного и обдуманного решения. Покажите своим детям, как контролировать свои эмоции, например, совершенно спокойно отреагировав на сложившуюся напряженную ситуацию. Если вы замечаете, что не можете сдержать свои эмоции, развернитесь и выйдите. Вернетесь после того, как успокоитесь.
Объясняйте свои решения
Удачное решение — недостаточно хороший пример для ребенка, так как механизм работы принятия такого решения могут быть не очевидными, и «урок» пройдет зря.
Если вы даете ребенку тайм-аут, всегда объясняйте почему вы это делаете. Расскажите, что конкретно он совершил, чтобы заслужить наказание. И что вам обоим нужно время, чтоб успокоиться.
«Потому что я так сказал» может сработать иногда, но беда в том, что это не может служить хорошим примером.
Бонусом к объяснениям будет понимание ребенка, что он достаточно взрослый для подобных четных разговоров.
Признавай свои ошибки
Никто не идеален. Когда ваши поступки идут вразрез тому, чему вы учите своих детей, умейте признать свою неправоту.
Если вы перебиваете речь ребенка, извинитесь и дайте ему продолжить. Помните, что ваши дети — тоже люди. Относитесь к ним с тем уважением, которое бы хотели получить взамен.
Практика управления стрессом
Стресс — одна из самых больших проблем, с которой мы знакомимся в детстве и продолжаем сталкиваться уже во взрослой жизни.
Найдите свой способ «выпустить пар»: йога, медитации, физические упражнения. Объясните детям, что это то, чем они могут заниматься, когда испытывают стресс.
Здравые отношения с алкоголем
Какими бы ни были ваши действия и поступки, плохими или хорошими, они оставляют неизгладимый след в душе вашего чада.
Если дети видят, как вы пытаетесь справиться со стрессовой ситуацией, употребляя алкоголь, вероятно, они последуют по вашим стопам. Будьте очень осторожны с тем, как часто и как много вы пьете на глазах своего ребенка.
Как только вы позволите первому ругательному слову вырваться из ваших губ, будьте уверены, что ребенок однажды не преминет его повторить. Вот почему мы обязаны быть лучшим примером для своих детей.
Отчим и ребенок: как наладить контакт и создать хорошие семейные отношения
Установление нормального микроклимата в семье, привычный уклад в которой нарушится с приходом взрослого мужчины, становится основной задачей женщины.
И в этом нет прямой вины двух основных участников будущего сопротивления – ребенка и отчима. Для них изменившаяся ситуация в жизни сопряжена с глубоким стрессом, проявляющимся в таких негативных моментах, как агрессия или даже полное отстранение, игнорирование.
И то и другое в семейных отношениях недопустимо и требует немедленного решения.
Взаимоотношения с дошкольником – на что обратить внимание
Дети младшего возраста, в идеале – до трехлетнего возраста, обычно принимают нового мужа мамы с энтузиазмом и редко проявляют признаки нетерпимости. Исключение составляют малыши, с рождения лишенные общества других людей, кроме узкого круга родственников. В этом случае со стороны ребенка скорее всего возникнет настороженность, он не позволит взять себя на руки, начнет плакать или драться при попытках мужчины обратить на себя его внимание.
После подобной неудачи, морально неподготовленный будущий отчим почувствует раздражение, его неуверенность в себе возрастет. Он предпочтет переключить интерес на более благодарный объект своего восприятия – мать ребенка и, если она сразу не переломит ситуацию в пользу решения возникшей проблемы, отчужденность по отношению к малышу станет постоянной защитной реакцией мужчины на посторонний раздражитель.
Чем грозит полное отстранение будущего отчима от присутствия в доме малыша?
- Во-первых, ухудшится положение матери – ей придется тратить вдвое больше сил и энергии на то, чтобы не оставить без внимания ни нового мужа, ни ребенка.
- Во-вторых, нарушится правильная модель взаимоотношений – встречающий в отношении себя полное равнодушие, ребенок не научится уважать отчима и никогда не признает его право главенства в семье.
- В-третьих, и у подрастающего малыша, и у отчима, будут отсутствовать важнейшие составляющие совместного быта – элементы партнерских связей, а это и есть главные нити положительного взаимодействия между людьми во взрослом возрасте.
Есть и другая ситуация, на которую матери нужно сразу обратить внимание – это, если в ответ на нежелание ребенка общаться «с дядей», потенциальный отчим отвечает прямой агрессией. Ее завуалированной формой может оказаться презрительное высказывание в адрес родного отца (родственников, матери) малыша, которые воспитали его «не таким» или демонстративное игнорирование присутствия маленького пасынка (падчерицы).
Первые встречи ребенка с отчимом – устранение базовых проблем
Не стоит, и даже может оказаться опасным для психического здоровья ребенка, сразу представлять ему мужчину, как будущего отчима. Особенно это касается детей старше четырех лет, хорошо разбирающихся в ближайших родственных связях.
Если малыш не помнит своего биологического отца, то ассимилирование отчима в этой роли пройдет безболезненно – достаточно, если ребенок станет чувствовать себя рядом с новым мужем мамы в безопасности и будет охотно идти на контакт. Первые встречи, все же, лучше проводить вне привычной обстановки малыша, так ему будет проще принять незнакомого человека и не возникнет необходимости подсознательно «защищать свою территорию».
Сложнее и менее предсказуемо воспримет знакомство с другом мамы ребенок, поддерживающий общение с родным отцом, либо недавно утерявшим с ним связь. Многие дети, даже почувствовав расположение к отчиму, всеми силами стараются не показать этого, относя собственные добрые эмоции к разряду предательства. Перестройка сознания и постепенное вытеснение образа папы с пьедестала непогрешимости, займет немало времени и потребует от мамы и будущего отчима максимального проявления такта.
Серьезную роль в становлении молодой семьи будут играть и имеющиеся родственники со стороны бывшего мужа. Матери следует заранее продумать варианты устранения любых ситуаций, при которых «доброжелатели» смогут оказать влияние на восприимчивую психику ребенка. Лучше всего, чтобы никто их них не был в курсе личной жизни и планов женщины и не имел возможности оказывать влияния на грядущие изменения в семейных отношениях.
Несколько рекомендаций, которые точно пригодятся маме на этапе подготовки первой встречи будущего отчима с малышом:
- о привычках ребенка, о его страхах или предпочтениях, мужчине стоит рассказать заранее;
- нельзя скрывать от своего будущего мужа возможные диагнозы малыша, в том числе неврологические – часто пары распадаются именно в следствии слабой информированности партнера о сложностях в развитии или других аспектов здоровья пасынка (падчерицы);
- также следует помнить – небольшой подкуп с концентрацией внимания на нужном объекте с помощью игрушки еще никто не отменял;
- лучше не упоминать в беседе родного отца ребенка, даже в положительном ключе, а тем более в отрицательном – острая реакция малыша будет обеспечена.
Важно: несколько первых совместных прогулок должны состояться на нейтральной территории, где обстановка позволит ребенку отвлекаться, чувствовать себя непринужденно – это может быть парк развлечений или семейное кафе с площадкой аниматора. Таким образом, малыш будет участвовать в совместном мероприятии, и при этом не останется зацикленным на цели похода.
Ошибкой будет вести малыша на знакомство с любимым в ресторан или планировать чинную прогулку по выбранному маршруту. Как бы не были велики усилия мужчины вызвать у ребенка расположение и наладить контакт, театр одного актера скоро ему наскучит, и положительный настрой сменится ожиданием окончания скучного вечера, причем у всех участников прогулки.
Отчим и подросток – ситуация, непростая для всех
Помнит ребенок своего биологического отца или нет – в подростковом возрасте этот аспект теряет актуальность, потому как у юного человека уже имеется четкое осознание, что посторонний мужчина в доме, это захватчик, нарушитель спокойствия, агрессор. Да и полученные им в процессе жизни знания относительно нового явления – отчима – скорее всего, имеют отрицательный характер.
Перед мужчиной, оказавшимся в сложной ситуации налаживания семейных отношений, встает сразу несколько задач, поскольку и он, в свою очередь, воспринимает подростка, как реальную угрозу своему спокойствию:
- подавить проявления детского эгоизма (ревности), перенаправив его в другое русло;
- не допустить возникновения двусмысленных ситуаций – сюда же следует отнести попытки ребенка поссорить родителей, посеять конфликт между ними;
- сохранить хорошие отношения с матерью пасынка (падчерицы).
Последнее особенно актуально, поскольку мать часто сразу принимает сторону своего ребенка, основывая свое слепое доверие на таких ложных положениях, как «он никогда не врет» и «без причины ребенок так себя вести не станет». Дети – очень изобретательны и в редких ситуациях готовы без боя признать право нового мужа занять место рядом с мамой.
До подростка сложно донести необходимость для матери почувствовать опору в жизни, важность любви и духовной близости. Даже взрослый ребенок уверен, что жизнь мамы обязана быть всецело сосредоточена на его персоне, и появление третьего лица разрушит эту гармонию, сместит баланс внимания матери в пользу чужого человека. Отчасти, это действительно так, но восприимчивость ребенка к этому факту может быть непропорционально острой.
Обстановка накаляется, или как избежать взрыва
Стопроцентно действующих советов, как избежать зарождения конфликта при первых встречах будущих родственников, не существуют, но ниже приведены ключевые рекомендации, которые могут помочь наладить контакт между будущими родственниками:
- Нельзя ставить подростка перед выбором, хочет ли он появления в семье отчима или нет. Ребенок всегда будет против такого пополнения и то, что к его мнению не прислушались, воспримет как обман.
- Не следует сразу приглашать постороннего мужчину в дом, нужно подобрать варианты, при которых новый человек войдет в жизнь ребенка непринужденно, возникая в ней множественными, но ненавязчивыми эпизодами.
- Нужно еще до первой встречи предупредить отчима, что любые вопросы ребенку о его родном папе, родственниках со стороны отца – исключены до более близкого знакомства.
Маме, как бы сложно ей не было устанавливать некоторые рамки в общении с собственным ребенком, рекомендуется сразу пресечь критические проявления подросткового эгоцентризма и твердо поговорить с сыном или дочерью о том, что в создавшемся положении нормально, а что – нет.
Конечно, прежде чем начинать подобный разговор, нужно выяснить, какие аспекты в создавшейся обстановке для ребенка наиболее мучительны. Например, подросток может бояться, что исчезнут привитые ему с детства, любимые семейные традиции, или его волнуют внешность, возраст, религия нового мужа мамы.
Существуют и незыблемые тревоги, присущие всем детям без исключения, даже если они отрицают этот факт. К таким относят:
- ревность, опасение, что маминой любви и внимания станет меньше;
- непринятие привычек (чувства юмора) постороннего мужчины в доме;
- отрицание авторитета отчима в семье («он мне не указ!»);
- боязнь потери личного пространства.
Невозможно охватить все волнующие подростка обстоятельства, уделив для этого одну-две предваряющих знакомство беседы. Матери придется приложить много усилий, терпеливо повторяя одни и те же аксиомы: «Ты для меня – самый важный в мире человек», «Я люблю тебя», «Я постоянно о тебе думаю», прежде чем подросток начнет чувствовать себя увереннее и научится спокойно воспринимать отчима.
https://www.infox.ru/usefull/296/250535-otcim-i-rebenok-kak-naladit-kontakt-i-sozdat-horosie-semejnye-otnosenia
Скоро в школу. Совет №3
Важно, чтобы до школы у ребенка был достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми — и взрослыми и детьми. Давайте малышу возможность попрактиковаться в установлении новых контактов. Это может происходить в поликлинике, на детской площадке, в магазине.
· Некоторые дети теряются, не имея навыка «выживания в толпе» (зайдите в любую школу на перемене). В качестве тренировки время от времени можно взять сына или дочку на большое увеселительное мероприятие, проехаться в общественном транспорте.
· Не секрет, что не всегда окружающие доброжелательны и полны понимания. Учите ребенка не теряться, когда тебя критикуют или — детский вариант — дразнят. Готовьте его к тому, что в школе он может столкнуться и с негативными оценками своей работы. То есть дома важно иметь опыт и похвалы и порицания. Главное,чтобы малыш понимал: критикуя его, вы даете оценку не его личности в целом, а конкретному поступку. Прекрасно, если выработана достаточно устойчивая положительная самооценка. Тогда на замечание или на не слишком высокую оценку учителя ребенок не обидится, а постарается что-то изменить.
· Важно для ребенка уметь выражать свои потребности словами. Дома окружающие понимают его с полуслова или по выражению лица. Не стоит ждать того же от учителя или одноклассников. Просите малыша сообщать о своих желаниях словами, по возможности организуйте такие ситуации, когда ему нужно попросить о помощи незнакомого взрослого или ребенка.
· В школе малыш может попасть в ситуацию сравнения со сверстниками. Значит, стоит еще до школы понаблюдать за ним в играх, включающих соревновательный момент, конкуренцию детей. Как он реагирует на успех других, на свои неудачи и тому подобные ситуации?
· Старайтесь, чтобы ребенок привыкал работать самостоятельно, не требовал постоянного внимания и поощрения со стороны взрослого. Ведь на уроке учитель вряд ли сможет уделить каждому одинаковое внимание. Постепенно переставайте хвалить ребенка за каждый шаг в работе — хвалите за готовый результат.
· Приучайте малыша спокойно сидеть и работать в течение определенного времени. Включайте в распорядок дня самые разнообразные занятия, чередуя спокойную работу за столом с подвижными играми. Особенно это важно для возбудимого, подвижного ребенка. Постепенно он привыкнет к тому, что визжать и бегать можно в определенное, «шумное» время. Тогда будет способен и в школе дождаться перемены.
· Давайте ребенку чаще альбом для рисования, пластилин. Пусть творит, тренируя тем самым мелкие мышцы кисти и улучшая координацию движений пальцев. С этой же целью можно обучить ребенка вышиванию, вязанием крючком.
· С первых дней ваш первоклассник будет чувствовать себя уверенно, если заранее привить ему элементарные навыки работы на уроке. Например, научить правильно держать карандаш, ориентироваться на странице тетради или книги, внимательно слушать инструкцию и выполнять ее, отсчитывать нужное количество клеточек и т. д.
· Если будущий ученик будет время от времени учить стихи наизусть, его память, станет намного лучше. Просите ребенка рассказывать стихи родственникам, знакомым, соседям. Тем самым вы поможете сформировать у ребенка навык выступать перед аудиторией, который потом ему очень пригодится на уроке.
Скоро Ваш ребенок переступит порог школы, что существенно изменит всю его привычную жизнь. Переход из детского сада в школу – важная ступень в жизни каждого ребенка. Оказываясь в новых социальных условиях, дети часто бывают к ним не готовы, что, сказывается на их эмоциональной сфере. Поэтому важно, готовить ребенка к школе, ведь все, чему вы научите его сейчас, поможет ему быть успешным в школе.
Совет 1. Заранее познакомьтесь со школой, условиями обучения и учителем.
Совет 2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретится в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
Совет 3. Выделите ребенку место для занятий дома.
Совет 4. Поддерживайте в ребенке его стремление стать школьником.
Совет 5. Избегайте чрезмерных требований к ребенку.
Совет 6. Составьте вместе с будущим первоклассником распорядок дня и следите за его соблюдением.
Совет 7. Приучайте ребенка содержать в порядке свои вещи и школьные принадлежности.
Совет 8. Ребенок имеет право на ошибку. Поэтому не относитесь к его первым неудачам как к краху всех ваших надежд.Помните: ему очень необходима ваша помощь и поддержка.
Совет 9. Не пропустите первые трудности в обучении. Обращайте внимание на любые затруднения, особенно если они становятся частыми.
Совет 10. Не перенагружайте ребенка учебой. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игр.
И помните: самое главное — верить, что у сына или дочки все сложится хорошо!
Скоро в школу. Совет №2
Психологическая готовность ребенка к школе включает в себя личностную и волевую готовность.
1. Личностная готовность ребенка к школе заключается в формировании у него готовности к принятию новой социальной позиции школьника — положения школьника. Позиция школьника обязывает занять иное, по сравнению с дошкольником, положение в обществе, с новыми для него правилами. Эта личностная готовность выражается в определенном отношении ребенка к школе, к учителю и учебной деятельности, к сверстникам, родным и близким, к самому себе.
Отношение к школе. Выполнять правила школьного режима, своевременно приходить на занятия, выполнять учебные задания в школе и дома.
Отношение к учителю и учебной деятельности. Правильно воспринимать ситуации урока, правильно воспринимать истинный смысл действий учителя, его профессиональную роль.
Отношение к родным и близким. Имея личное пространство в семье, ребенок должен испытывать уважительное отношение родных к его новой роли ученика. Родные должны относиться к будущему школьнику, его учению, как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Учение для ребенка становится основным видом его деятельности.
Отношение к самому себе,к своим способностям, к своей деятельности, ее результатам. Иметь адекватную самооценку.
2. Волевая готовность заключается в способности ребенка напряженно трудиться, делая то, что от него требует учитель, режим школьной жизни. Ребенок должен уметь управлять своим поведением, умственной деятельностью.
Наличие волевых качеств у ребенка поможет ему длительное время выполнять задания, не отвлекаясь на уроке, доводить дело до конца. Сначала взрослые с помощью слова регулируют поведение ребенка, потом, усваивая практически содержание требований взрослых, он постепенно начинает с помощью собственной речи регулировать свое поведение, делая тем самым существенный шаг вперед по пути волевого развития. После овладения речью слово становится для детей не только средством общения, но и средством организации поведения.
Одним из центральных вопросов воли является вопрос о мотивационной обусловленности тех конкретных волевых действий и поступков, на которые человек способен в разные периоды своей жизни.
Социальная готовность подразумевает потребность в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, способность принимать роль ученика, умение слушать и выполнять инструкции учителя, а также навыки коммуникативной инициативы и самопрезентации. Сюда можно отнести и такие личностные качества, как умение преодолевать трудности и относиться к ошибкам как к определенному результату своего труда, умение усваивать информацию в ситуации группового обучения и менять социальные роли в коллективе класса. Очень важна роль родителей, от которых ребенок будет ждать понимания, принятия и помощи.
Что важно сделать перед школой?
1. Развивать мелкую моторику рук.
2. Сформировать интерес к книге.
3. Приучить соблюдать режим дня.
4. Сформировать навыки самообслуживания и самостоятельности.
5. Научить ребенка общаться со сверстниками.
Особое внимание уделите развитию усидчивости и волевых процессов:
Научите ребенка управлять своими желаниями, эмоциями и поступками. Он должен уметь подчиняться правилам поведения и выполнять задания по образцу.
Ежедневно занимайтесь интеллектуальным развитием ребенка:
• во время прогулок обращайте внимания на различные явления природы (дождь, снег, туман, радуга). Выучите названия времен года.
• учите с ребенком названия животных, растений, предметов быта и школьных принадлежностей, опреде-ляйте их особенности и назначение.
• развивайте связную речь. Учите ребенка пересказывать сказки и составлять рассказы по картинкам. Следите за правильностью произно-шения и грамотностью речи.
• научите ребенка считать до 100 и сравнивать количество предметов. Познакомьте с изображением цифр.
• развивайте мелкую моторику рук ребенка, с помощью рисования, штриховки, раскрашивания, мозаики, лепки, нанизывания бусинок, пуговиц.
• научите ребенка различать и правильно называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, сравнивать и различать предметы по величине (больший, меньший) и цвету.
Советы родителям будущих первоклассников от педагога-психолога. Совет №1
Последний год перед поступлением ребенка в школу приносит много тревог его родителям. За этот достаточно долгий срок некоторые мамы и папы пытаются изучить со своим сыном или дочерью программу первого класса. Однако делать подобное ни к чему. Лучше убедиться в том, что ребенок обладает достаточной психологической зрелостью для обучения в школе.
Почему же так необходимо определить готовность ребенка к школе в самом начале обучения, а еще лучше – до поступления в школу? Что же такое «готовность к школе»? для чего это нужно знать родителям? Попробуем разобраться.
Что нового возникает в жизни ребенка с того момента, как он, вооружившись ранцем и букетом цветов, отправляется в школу?
1. Ребенок переходит к систематической учебной деятельности. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Нужно заметить, что поступление ребенка в школу не означает отказа от игр, т. к. по-прежнему значительную часть своего времени первоклассник уделяет именно им.
2. Возникают отношения «ученик — учитель». Они требуют от первоклассника принятия роли ученика, т. е. умения слушать и выполнять указания учителя.
3. Приобретается статус ученика. Школа воспринимается им как символ дальнейшего развития. А что разовьет в себе, чего достигнет, пребывая в ее стенах, — во многом зависит от нас, взрослых.
Школьная готовность — это комплексное явление, включающее в себя интеллектуальную, психологическую и социальную готовность.
Интеллектуальная готовность ребенка к школе заключается в определенном кругозоре, запасе конкретных знаний, в понимании основных закономерностей, развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, умение устанавливать связи между явлениями и событиями.К 6-7 годам ребенок должен знать:
§ свой адрес и название города, села, поселка, в котором он живет;
§ название страны и ее столицы;
§ имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;
§ времена года, их последовательность и основные признаки;
§ названия месяцев, дней недели;
§ основные виды деревьев и цветов.
Ему следует уметь различать домашних и диких животных, понимать, что бабушка – это мама отца или матери.
Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и своем ближайшем окружении.