Страничка музыкального руководителя
Развитие речи дошкольников в музыкальных играх
Влияние музыкальной деятельности на развитие речи дошкольников: слушание музыки, пение, движение под музыку – самые приятные для детей способы обучения. Они развивают способность различать звуки на слух, развивают воображение и умение выражать свои мысли и эмоции словами, а также жестами, танцевальными движениями.
Пение – основной вид музыкальной деятельности, наиболее тесно связанный с развитием речи.
Преимущества певческой деятельности для развития речи:
- Основным средством овладения языком и развития речи является повтор. Большинство детских песенок состоит из простых, часто повторяющихся слов, дети даже не осознают, что через повторение они заучивают слова, так как произносят их снова и снова, запоминание куплетов из песен развивает умение составлять фразы и предложения.
- Пение требует четкой работы артикуляционного аппарата (губ, языка), это, конечно, помогает развитию четкой дикции ребенка.
- Пение помогает исправлять ряд речевых недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончаний слов, особенно твердых, а пение на слоги «ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру» способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения.
- Пение способствует развитию речевых навыков: пополнение словарного запаса ребенка, знакомство с новыми понятиями.
- Голос – инструмент общения, сигналы в речи, интонации. Необходимо четко следить за диапазоном для каждой возрастной группы и не нарушать его.
Игра на детских музыкальных инструментах
Обучение игре на детских музыкальных инструментах – один из интереснейших видов деятельности для детей. Здесь дети имеют возможность проявить самостоятельность, активность, творчество, преодолеть излишнюю застенчивость, скованность. Специальные оркестрово-исполнительские умения связаны с овладением ребенком приемами игры на том или ином инструменте. В младшем возрасте – это в основном шумовые и ударные инструменты (бубны, деревянные ложки, маракасы, треугольники).
Создание шумовых оркестров – это замечательное средство развития не только метроритмического чувства, но и мелкой моторики детей. Ведь ребенок, извлекая звук, учится его контролировать не только слухом, но и усилием кисти руки. Постепенно дети овладевают умениями играть на инструментах, имеющих звукоряд. Это очень развивает слух, что в свою очередь важно для активизации речи ребенка.
Музыкально-речевые игры
Музыкально-речевые игры основаны на взаимосвязи речи, музыки и движения, и в этом их особая польза для развития ребёнка, поскольку формирование движения у человека происходит при участии речи, а речи при участии движения. Речь основана на движении, и здесь лежит причина, связывающая жест и слово. Жест как особая форма движения может сопровождать, украшать или заменять речь, способствуя установлению координации между вербальным и невербальным общением.
Интеграция музыкальной и речевой деятельности повышает мотивацию, формирует познавательный интерес детей, способствует развитию речи: помогает глубже понять лексическое значение слова, его эстетическую сущность. Использование всех выше названных видов музыкальной деятельности позволяет добиться положительных результатов в развитии речи у ребенка.
Уважаемые родители, предлагаем Вам вместе с детьми дома поиграть в музыкально-речевые игры!
Музыкальная игра «Горелки»
В игре принимают участие нечетное количество детей и взрослых, которые становятся парами друг за другом и держатся за руки. Впереди водящий, он держит в руке над головой платочек. Все хором говорят слова:
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло.
Глянь на небо, птички летят, колокольчики звенят!
Раз, два, три- беги!»
Участники последней пары бегут вдоль колонны (один справа, другой слева). Тот, кто добежит до водящего первым, берет у него платочек и встает с ним впереди колонны, а опоздавший “горит”, т. е. водит.
Музыкальная игра «Зонтик»
Участники стоят в кругу, в центре круга водящий с закрытым зонтом в руках.
Играющие идут по кругу взявшись за руки и поют:
«Вышли дети погулять,
Что-то солнца не видать.
Тучки собираются,
Дождик начинается».
Текст без музыки:
«Таня (Аня, Ваня) зонтик открывай.
Нас от дождика спасай».
Водящий открывает зонт и подносит его к двум игрокам, держит зонт между ними. Игроки бегут вокруг круга, в разные стороны. Побеждает тот, кто первый прибежит к зонту и возьмёт его в руки. Он становится водящим.
Музыкальная игра с платочком
Участники стоят в кругу, поют:
«Будем яркие платочки мы друзьям передавать, у кого в руке платочек, тот пойдет сейчас плясать»
Одновременно в ритме песенки передают друг другу платочек. Усложнение – передавать 2, 3, 4 платочка одновременно. На веселую музыку играющие с платочками пляшут в середине круга.
Музыкальный репертуар к играм
Музыкальный руководитель Ксения Вовченко