Страничка музыкального руководителя

Развитие речи дошкольников в музыкальных играх

«Музыка, движение и речь не являются обособленными друг от друга, а представляют собой единое целое для ребенка»  Карл Орф
развернуть

Влияние музыкальной деятельности на развитие речи дошкольников: слушание музыки, пение, движение под музыку – самые приятные для детей способы обучения. Они развивают способность различать звуки на слух, развивают воображение и умение выражать свои мысли и эмоции словами, а также жестами, танцевальными движениями.

Пение – основной вид музыкальной деятельности, наиболее тесно связанный с развитием речи.

Преимущества певческой деятельности для развития речи:

  • Основным средством овладения языком и развития речи является повтор. Большинство детских песенок состоит из простых, часто повторяющихся слов, дети даже не осознают, что через повторение они заучивают слова, так как произносят их снова и снова, запоминание куплетов из песен развивает умение составлять фразы и предложения.
  • Пение требует четкой работы артикуляционного аппарата (губ, языка), это, конечно, помогает развитию четкой дикции ребенка.
  • Пение помогает исправлять ряд речевых недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончаний слов, особенно твердых, а пение на слоги «ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру» способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения.
  • Пение способствует развитию речевых навыков: пополнение словарного запаса ребенка, знакомство с новыми понятиями.
  • Голос – инструмент общения, сигналы в речи, интонации. Необходимо четко следить за диапазоном для каждой возрастной группы и не нарушать его.

Игра на детских музыкальных инструментах

Обучение игре на детских музыкальных инструментах – один из интереснейших видов деятельности для детей. Здесь дети имеют возможность проявить самостоятельность, активность, творчество, преодолеть излишнюю застенчивость, скованность. Специальные оркестрово-исполнительские умения связаны с овладением ребенком приемами игры на том или ином инструменте. В младшем возрасте – это в основном шумовые и ударные инструменты (бубны, деревянные ложки, маракасы, треугольники).

Создание шумовых оркестров – это замечательное средство развития не только метроритмического чувства, но и мелкой моторики детей. Ведь ребенок, извлекая звук, учится его контролировать не только слухом, но и усилием кисти руки. Постепенно дети овладевают умениями играть на инструментах, имеющих звукоряд. Это очень развивает слух, что в свою очередь важно для активизации речи ребенка.

Музыкально-речевые игры

Музыкально-речевые игры основаны на взаимосвязи речи, музыки и движения, и в этом их особая польза для развития ребёнка, поскольку формирование движения у человека происходит при участии речи, а речи при участии движения. Речь основана на движении, и здесь лежит причина, связывающая жест и слово. Жест как особая форма движения может сопровождать, украшать или заменять речь, способствуя установлению координации между вербальным и невербальным общением.

Интеграция музыкальной и речевой деятельности повышает мотивацию, формирует познавательный интерес детей, способствует развитию речи: помогает глубже понять лексическое значение слова, его эстетическую сущность. Использование всех выше названных видов музыкальной деятельности позволяет добиться положительных результатов в развитии речи у ребенка.

Уважаемые родители, предлагаем Вам вместе с детьми дома поиграть в музыкально-речевые игры!

Музыкальная игра «Горелки»

В игре принимают участие нечетное количество детей и взрослых, которые становятся парами друг за другом и держатся за руки. Впереди водящий, он держит в руке над головой платочек. Все хором говорят слова:

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло.

Глянь на небо, птички летят, колокольчики звенят!

Раз, два, три- беги!»

Участники последней пары бегут вдоль колонны (один справа, другой слева). Тот, кто добежит до водящего первым, берет у него платочек и встает с ним впереди колонны, а опоздавший “горит”, т. е. водит.

Музыкальная игра «Зонтик»

Участники стоят в кругу, в центре круга водящий с закрытым зонтом в руках.

Играющие идут по кругу взявшись за руки и поют:

«Вышли дети погулять,

Что-то солнца не видать.

Тучки собираются,

Дождик начинается».

Текст без музыки:

«Таня (Аня, Ваня) зонтик открывай.

Нас от дождика спасай».

Водящий открывает зонт и подносит его к двум игрокам, держит зонт между ними. Игроки бегут вокруг круга, в разные стороны. Побеждает тот, кто первый прибежит к зонту и возьмёт его в руки. Он становится водящим.

Музыкальная игра с платочком

Участники стоят в кругу, поют:

«Будем яркие платочки мы друзьям передавать, у кого в руке платочек, тот пойдет сейчас плясать»

Одновременно в ритме песенки передают друг другу платочек. Усложнение – передавать 2, 3, 4 платочка одновременно. На веселую музыку играющие  с платочками пляшут в середине круга.

Музыкальный репертуар к играм

 

Музыкальный руководитель Ксения Вовченко

свернуть
поделиться в: