Антикоррупционная деятельность
Объявление о заседании комиссии учреждения по противодействию коррупции
22 декабря 2023 состоится заседании комиссии государственного учреждения образования "Детский сад "Василёк" п. Дружный" по противодействию коррупции
План мероприятий по профилактике коррупционных правонарушений в государственном учреждении образования
План работы комиссии по противодействию коррупции на 2023 год
в государственном учреждении образования «Детский сад «Василёк» п. Дружный»
№ п./п. |
наименование мероприятий |
ответственные исполнители |
срок исполнения |
|
||
1 |
2 |
3 |
4 |
|
||
1. |
Организационные мероприятия |
|||||
1.1. |
Рассмотрение вопросов выполнения Плана мероприятий по профилактике правонарушений коррупционной направленности в учреждении на 2023 год с заслушиванием на ее заседаниях с оценкой эффективности проделанной работы. |
комиссия по противодействию коррупции в учреждении |
июнь декабрь |
|
||
1.2. |
Обеспечение приглашения сотрудников органов внутренних дел, органов прокуратуры для рассмотрения на общем собрании трудового коллектива, заседаниях комиссии по противодействию коррупции в учреждении вопросов коррупционных правонарушений с анализом причин и условий, способствующих совершению правонарушений. |
комиссия по противодействию коррупции; заместитель заведующего по основной деятельности Попова О.Н.
|
апрель |
|
||
1.3. |
Проведение разъяснительной работы по вопросам соблюдения законодательства по борьбе с коррупцией |
комиссия по противодействию коррупции; заместитель заведующего по основной деятельности Попова О.Н.; заместитель заведующего по хозяйственной деятельности Минич Е.А.; шеф-повар Каёта А.С. |
ежеквартально |
|
||
1.4. |
Проведение разъяснительной и воспитательной работы для повышения уровня правовых знаний в сфере борьбы с коррупцией и создания атмосферы непринятия коррупции, антикоррупционная пропаганда, формирование антикоррупционного сознания на общих собраниях |
комиссия по противодействию коррупции в учреждении; заместитель заведующего по основной деятельности Попова О.Н.; заместитель заведующего по хозяйственной деятельности Минич Е.А.; шеф-повар Каёта А.С. |
постоянно |
|
||
1.5. |
Оказание работникам консультативной помощи по вопросам применения антикоррупционного законодательства, норм служебной этики, стандартов антикоррупционного поведения |
комиссия по противодействию коррупции в учреждении
|
постоянно |
|
||
1.6. |
Реализация системы внутреннего контроля за работой подчиненных специалистов, со стороны непосредственных руководителей, включающего в себя: 1.6.1. Контроль за производственно-технологической, трудовой и исполнительской дисциплиной; 1.6.2. Мониторинг реализации прав и обязанностей, в целях предупреждения фактов превышения (злоупотреблениями) служебными полномочиями; 1.6.3. Проведение разъяснительной и воспитательной работы для повышения уровня правовых знаний работников, антикоррупционная пропаганда, организация правового просвещения работников; 1.6.4. Проведение внутренней проверки информации, поступающей из различных источников, о причастности должностных лиц к коррупции, обеспечение немедленного информирования по указанным фактам руководства учреждения; 1.6.5. Контроль за служебной деятельностью государственных должностных и приравненных к ним лиц, соблюдению ими специальных антикоррупционных ограничений и запретов; 1.6.6. Принятие мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в связи с исполнением обязанностей государственного должностного и приравненного к нему лица в соответствии с требованиями действующего законодательства о борьбе с коррупцией, обеспечение немедленного информирования о его возникновении руководства учреждения (далее по тексту – внутренний контроль за работой подчиненных специалистов) |
заместитель заведующего по основной деятельности Попова О.Н.; заместитель заведующего по хозяйственной деятельности Минич Е.А.; шеф-повар Каёта А.С. |
постоянно |
|
||
1.7. |
Поведение служебных проверок (служебных расследований) по фактам совершения (подозрения на совершение) правонарушений коррупционной направленности. |
комиссия по противодействию коррупции в учреждении
|
при установлении факта совершения (подозрения на совершение) правонарушения коррупционной направленности |
|
||
1.8. |
Проведение антикоррупционной оценки локальных правовых актов, иных организационно-распорядительных документов в УДО и их проектам, внесение предложений о принятии новых локальных нормативных правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию комиссии. |
комиссия по противодействию коррупции в учреждении;
|
постоянно |
|
||
1.9. |
Проведение анкетирования сотрудников и родителей |
комиссия по противодействию коррупции в учреждении;
|
май |
|
||
1.10. |
Принятие мер, направленных на исключение препятствий в реализации прав и законных интересов граждан, в том числе юридических лиц |
комиссия по противодействию коррупции в учреждении; заместитель заведующего по основной деятельности Попова О.Н.; заместитель заведующего по хозяйственной деятельности Минич Е.А.; шеф-повар Каёта А.С. |
постоянно |
|
||
1.11. |
Выявление причин, способствующие злоупотреблению служебным положением со стороны работников УДО, и внесение предложения по организации и проведению мероприятий, направленных на исключение указанных причин и условий. |
комиссия по противодействию коррупции в учреждении |
постоянно |
|
||
2. |
Мероприятия по рассмотрению результатов работы по обеспечению соблюдения законодательства об обращениях граждан и юридических лиц, законодательства об осуществлении административных процедур: |
|||||
2.1. |
Анализ обращений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц, поступающих в учреждении, на предмет наличия в них информации о фактах коррупции. |
заведующий Озолинь Т.И.; комиссия по противодействию коррупции в учреждении; |
ежеквартально |
|
||
2.2. |
Проведение анализа по вопросам соблюдения законодательства об осуществлении административных процедур в учреждение. |
заведующий Озолинь Т.И.; заместитель заведующего по основной деятельности |
ежеквартально |
|
||
2.3. |
Проведение анализа информации, полученной через электронную систему Обращения.бел, необходимости и достаточности мер, принятых по устранению недостатков в деятельности учреждения. |
заведующий Озолинь Т.И. |
ежеквартально |
|
||
3 |
Кадровые мероприятия |
|||||
3.1. |
Обеспечение декларирования доходов и имущества руководителем учреждения, как мера финансового контроля, направленной на предупреждение и пресечение совершения правонарушений коррупционной направленности и обеспечение предоставления соответствующих деклараций |
комиссия по противодействию коррупции в учреждении |
1 квартал 2023 года |
|
||
3.2. |
Обеспечение подписания при приеме на работу государственными должностными лицами письменных обязательств по выполнению мер по предупреждению коррупции, предусмотренных 17 Закона Республики Беларусь от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией». |
комиссия по противодействию коррупции в учреждении |
постоянно |
|
||
3.3. |
Осуществление ознакомления претендентов на должности государственных должностных и приравненных к ним лиц с требованиями антикоррупционного законодательства. |
комиссия по противодействию коррупции в учреждении |
постоянно |
|
||
3.4. |
Обеспечение при проведении аттестации на соответствие занимаемой должности, на присвоение квалификационных категорий, проведения проверки знаний государственными, а также приравненными к ним лицами законодательства о борьбе с коррупцией и ответственности за его нарушение, а также законодательства об обращениях граждан и юридических лиц, а также об ответственности за их нарушение. |
аттестационная комиссии
|
в соответствии с графиком проведения аттестации |
|
||
3.5. |
Проведение обязательной антикоррупционной оценки совершенных государственными должностными и приравненными к ним лицами дисциплинарных проступков. |
председатель комиссии по противодействию коррупции в учреждении |
постоянно |
|
||
3.6. |
Систематически проводить мониторинг соблюдения Директивы Президента Республики Беларусь от 11.03.2004 № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины» с информированием руководителя учреждения в целях принятия мер профилактического и дисциплинарного воздействия. |
заместитель заведующего по основной деятельности Попова О.Н. |
постоянно |
|
||
3.7. |
Обеспечение соблюдение требований Декрета Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» в рамках кадровых процедур (приема, перевода, увольнения работников и т.д.). |
комиссия по противодействию коррупции в учреждении
|
постоянно |
|
||
4 |
Мероприятия по обеспечению соблюдения законодательства по вопросам финансово-хозяйственной деятельности: |
|
|
|
||
4.1. |
Обеспечить соблюдение законодательства при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, в том числе при строительстве. |
государственное учреждение «Центр по обеспечению деятельности бюджетных организаций Пуховичского района»
|
ежеквартально |
|
||
4.2. |
Обеспечить проведение контроля за сохранностью и использованием денежных средств и материальных ценностей, принятие мер по вовлечению в хозяйственный оборот неиспользуемого имущества |
Заместитель заведующего по хозяйственной деятельности Минич Е.А.
|
Ежеквартально |
|
||
4.3. |
Обеспечить систематический контроль за целевым, рациональным и эффективным использованием бюджетных и внебюджетных средств, особенно в части их использования на выполнение капитальных и текущих ремонтов. |
заведующий Озолинь Т.И. |
ежеквартально |
|
||
4.4. |
Обеспечивать проведение инвентаризации активов и обязательств, оформление их результатов и отражение их в бухгалтерском учета в установленном порядке, при проведении инвентаризации активов и обязательств обеспечивать полную и точную проверку фактического наличия имущества (его составных частей, особенно содержащих драгоценные металлы); практиковать проведение внеплановых (контрольных) инвентаризаций, устанавливать причины возникновения недостач и излишков и лиц, виновных в их возникновении. |
заместитель заведующего по основной деятельности Попова О.Н.; заместитель заведующего по хозяйственной деятельности Минич Е.А.; инвентаризационные комиссии |
постоянно ноябрь |
|
||
4.5. |
По каждому факту причинения УДО материального ущерба (имущественного вреда), в том числе в связи с уплатой учреждением административных штрафов, рассматривать вопрос о взыскании ущерба (вреда) с виновных лиц. Факты освобождения от материальной ответственности за причиненный учреждению ущерб (вред) рассматривать на заседаниях комиссии по противодействию коррупции в учреждении для отсутствия злоупотреблений при принятии соответствующих решений. |
комиссия по противодействию коррупции |
по каждому факту причинения ущерба |
|
||
4.6. |
Обеспечить соблюдение законодательства по вопросам привлечения, расходования и учета безвозмездной (спонсорской) помощи, безвозмездных поступлений от физических и (или) юридических лиц учреждения |
комиссия по противодействию коррупции в учреждении |
ежеквартально |
|
||
4.7. |
Обеспечить контроль соблюдением действующего законодательства при осуществлении деятельности попечительских советов учреждения (Положение о попечительском совете учреждения образования, утвержденное постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2011 № 146) |
комиссия по противодействию коррупции в учреждении |
постоянно |
|
||
5. |
Мероприятия по обеспечение соблюдения действующего законодательства по вопросам осуществления учреждением дошкольного образования образовательной деятельности, включая проведение оценки качества образования |
|||||
5.1. |
Обеспечить контроль за соблюдением действующего законодательства, регулирующего осуществление образовательной деятельности учреждениями дошкольного образования по всем направлениям, включая проведение оценки качества образования при реализации образовательной программы дошкольного образования; Многоуровневый контроль за доступностью и качеством осуществление образовательной деятельности, включая вопросы: -повышения доступности и вариативности образования с учетом образовательных потребностей воспитанников; -обеспечения здоровьесберегающего процесса в учреждениях образования на основе межведомственного взаимодействия; -совершенствования качества образовательного процесса, обеспечение его коррекционной направленности при работе с детьми с особенностями психофизического развития (далее - ОПФР); -приобретение и обновление оборудования, средств обучения, спортивного инвентаря и оборудования, в том числе для воспитанников с ОПФР; -повышение качества информационной и разъяснительной работы с родителями (законными представителями) воспитанников; -системной и последовательной работа по формированию инклюзивной культуры всех участников образовательного процесса. -деятельности родительских комитетов и педагогических советов. Организовать и обеспечить проведение оценки качества образования в соответствии с требованиями действующего законодательства и локальных правовых актов. |
заместитель заведующего по основной деятельности Попова О.Н.; заместитель заведующего по хозяйственной деятельности Минич Е.А.; шеф-повар Каёта А.С. |
постоянно |
|
Заместитель заведующего по основной деятельности О.Н.Попова
Закон Республики Беларусь "О борьбе с коррупцией"
Закон Республики Беларусь 15.07.2015 № 305-З "О борьбе с коррупцией"
устанавливает правовые основы государственной политики в сфере борьбы с коррупцией, направлен на защиту прав и свобод граждан, общественных интересов от угроз, вытекающих из проявлений коррупции, обеспечение эффективной деятельности государственных органов, иных организаций, государственных должностных и приравненных к ним лиц путем предупреждения, выявления, пресечения правонарушений, создающих условия для коррупции, и коррупционных правонарушений, устранения их последствий.
Ограничения, устанавливаемые для государственных должностных и приравненных к ним лиц
Государственное должностное лицо не вправе:
заниматься предпринимательской деятельностью лично либо через иных лиц, оказывать содействие супругу (супруге), близким родственникам или свойственникам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя служебное положение;
быть представителем третьих лиц по вопросам, связанным с деятельностью государственного органа, иной организации, служащим (работником) которого (которой) оно является, либо подчиненного (подчиненной) и (или) подконтрольного (подконтрольной) ему (ей) государственного органа, иной организации;
совершать от имени государственных организаций без согласования с государственными органами (организациями), в подчинении (ведении) которых они находятся (в состав которых они входят), сделки с юридическими лицами, собственниками имущества которых или аффилированными лицами которых в соответствии с законодательными актами о хозяйственных обществах являются его супруг (супруга), близкие родственники или свойственники, а также с индивидуальными предпринимателями, являющимися его супругом (супругой), близкими родственниками или свойственниками, а равно поручать без указанного согласования совершение таких сделок иным должностным лицам;
совершать от имени организаций, в уставных фондах которых 50 и более процентов долей (акций) находится в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц, в нарушение порядка, установленного законодательными актами о хозяйственных обществах, сделки с юридическими лицами, собственниками имущества которых или аффилированными лицами которых в соответствии с законодательными актами о хозяйственных обществах являются его супруг (супруга), близкие родственники или свойственники, а также с индивидуальными предпринимателями, являющимися его супругом (супругой), близкими родственниками или свойственниками, а равно поручать совершение таких сделок иным должностным лицам;
принимать участие лично или через иных лиц в управлении коммерческой организацией, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и иными законодательными актами;
иметь счета в иностранных банках, за исключением случаев выполнения государственных функций в иностранных государствах и иных случаев, установленных законодательными актами;
выполнять имеющие отношение к служебной (трудовой) деятельности указания и поручения политической партии, иного общественного объединения, членом которой (которого) оно является (за исключением депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутатов местных Советов депутатов), использовать служебное положение в интересах политических партий, религиозных организаций, иных юридических лиц, а также физических лиц, если это расходится с интересами государственной службы;
принимать имущество (подарки), за исключением сувениров, вручаемых при проведении протокольных и иных официальных мероприятий, или получать другую выгоду для себя или для третьих лиц в виде работы, услуги в связи с исполнением служебных (трудовых) обязанностей;
осуществлять поездки за счет физических и (или) юридических лиц, отношения с которыми входят в вопросы его служебной (трудовой) деятельности, за исключением следующих поездок: служебных командировок; по приглашению супруга (супруги), близких родственников или свойственников; осуществляемых в соответствии с международными договорами Республики Беларусь или по договоренности между государственными органами Республики Беларусь и органами иностранных государств за счет средств соответствующих государственных органов и (или) международных организаций; осуществляемых с согласия вышестоящего должностного лица либо коллегиального органа управления для участия в международных и зарубежных научных, спортивных, творческих и иных мероприятиях за счет средств общественных объединений (фондов), в том числе поездок, осуществляемых в рамках уставной деятельности таких общественных объединений (фондов) по приглашениям и за счет зарубежных партнеров;
использовать во внеслужебных целях средства финансового, материально-технического и информационного обеспечения, другое имущество государственного органа, организации и информацию, распространение и (или) предоставление которой ограничено, полученные при исполнении им служебных (трудовых) обязанностей.
Государственные служащие, сотрудники Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, а также руководители, их заместители и главные бухгалтеры государственных организаций и организаций, в уставных фондах которых 50 и более процентов долей (акций) находится в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц, не вправе выполнять иную оплачиваемую работу, не связанную с исполнением служебных (трудовых) обязанностей по месту основной службы (работы) (кроме педагогической (в части реализации содержания образовательных программ), научной, культурной, творческой деятельности и медицинской практики), если иное не установлено Конституцией Республики Беларусь и иными законодательными актами.
Государственное должностное лицо обязано приостановить свое членство в политической партии, если в соответствии с законодательством выполнение государственных функций является несовместимым с принадлежностью к политической партии.
Совершение указанных правонарушений влечет за собой ответственность в соответствии с законодательными актами.
Лица, приравненные к государственным должностным лицам, супруг (супруга) государственного должностного или приравненного к нему лица, близкие родственники или свойственники, совместно проживающие и ведущие общее хозяйство с государственным должностным или приравненным к нему лицом, не вправе:
принимать имущество (подарки), за исключением сувениров, вручаемых при проведении протокольных и иных официальных мероприятий, или получать другую выгоду для себя или для третьих лиц в виде работы, услуги в связи с исполнением государственным должностным или приравненным к нему лицом служебных (трудовых) обязанностей;
осуществлять поездки за счет физических и (или) юридических лиц, отношения с которыми входят в вопросы служебной (трудовой) деятельности государственного должностного или приравненного к нему лица, за исключением следующих поездок: служебных командировок; по приглашению супруга (супруги), близких родственников или свойственников; осуществляемых в соответствии с международными договорами Республики Беларусь или по договоренности между государственными органами Республики Беларусь и органами иностранных государств за счет средств соответствующих государственных органов и (или) международных организаций; осуществляемых с согласия вышестоящего должностного лица либо коллегиального органа управления для участия в международных и зарубежных научных, спортивных, творческих и иных мероприятиях за счет средств общественных объединений (фондов), в том числе поездок, осуществляемых в рамках уставной деятельности таких общественных объединений (фондов) по приглашениям и за счет зарубежных партнеров.
Законодательными актами для государственных должностных и приравненных к ним лиц могут быть установлены иные ограничения.
Борьба с коррупцией
Коррупция считается важной общественно-политической проблемой, снижающей темпы экономического роста. Преступления, совершаемые должностными лицами, и особенно с коррупционной направленностью, причиняют существенный вред авторитету государственной власти, препятствуют нормальному функционированию органов государственной власти и управления, а также аппарата управления иных органов и организаций независимо от форм собственности, подрывают доверие граждан к властным структурам.
В Республике Беларусь сформирована непримиримая позиция государства по противодействию коррупции и ее преступным проявлениям.
Согласно статье 1 Закона Республики Беларусь "О борьбе с коррупцией" коррупция – умышленное использование государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом своего служебного положения и связанных с ним возможностей в целях противоправного получения имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц, а равно подкуп государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица путем предоставления им имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц с тем, чтобы это государственное должностное или приравненное к нему лицо либо иностранное должностное лицо совершили действия или воздержались от их совершения при исполнении своих служебных (трудовых) обязанностей, а также совершение указанных действий от имени или в интересах юридического лица, в том числе иностранного.
В соответствии со статьей 16 Закона Республики Беларусь "О борьбе с коррупцией" государственное должностное лицо, лицо, претендующее на занятие должности государственного должностного лица, в целях недопущения действий, которые могут привести к использованию ими своего служебного положения и связанных с ним возможностей и основанного на нем авторитета в личных, групповых и иных внеслужебных интересах, дают обязательство по соблюдению ограничений, установленных статьями 17 – 20 вышеназванного Закона, и ставятся в известность о правовых последствиях неисполнения такого обязательства.
Обязательство государственного должностного лица, лица, претендующего на занятие должности государственного должностного лица, оформляется в письменной форме кадровой службой соответствующего государственного органа, иной организации. Неподписание такого обязательства влечет за собой отказ в регистрации в качестве кандидата на должность государственного должностного лица, в назначении на должность государственного должностного лица либо освобождение государственного должностного лица от занимаемой должности в порядке, установленном законодательными актами.
Должностные лица кадровой службы соответствующего государственного органа, иной организации за неисполнение возложенных на них должностных обязанностей по оформлению письменного обязательства государственного должностного лица, лица, претендующего на занятие должности государственного должностного лица, либо несвоевременное ознакомление государственных должностных лиц с предъявляемыми к ним требованиями несут дисциплинарную ответственность в порядке, установленном законодательными актами.
Правонарушения, создающие условия для коррупции
Правонарушениями, создающими условия для коррупции, являются:
вмешательство государственного должностного лица с использованием своих служебных полномочий в деятельность других государственных органов и иных организаций, если это не входит в круг его полномочий и не основано на законодательном акте;
оказание государственным должностным лицом при подготовке и принятии решений неправомерного предпочтения интересам физических или юридических лиц либо предоставление им необоснованных льгот и привилегий или оказание содействия в их предоставлении;
использование государственным должностным или приравненным к нему лицом служебного положения при решении вопросов, затрагивающих его личные, групповые и иные внеслужебные интересы, если это не связано со служебной (трудовой) деятельностью;
участие государственного должностного лица в качестве представителя третьих лиц в делах государственного органа, иной организации, служащим (работником) которого (которой) он является, либо подчиненного (подчиненной) и (или) подконтрольного (подконтрольной) ему (ей) государственного органа, иной организации;
использование государственным должностным или приравненным к нему лицом во внеслужебных интересах информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено, полученной при исполнении им служебных (трудовых) обязанностей;
отказ государственного должностного или приравненного к нему лица в предоставлении информации физическим или юридическим лицам, предоставление которой этим лицам предусмотрено актами законодательства, умышленное несвоевременное ее предоставление или предоставление неполной либо недостоверной информации;
требование государственным должностным или приравненным к нему лицом от физических или юридических лиц информации, в том числе документов, предоставление которой не предусмотрено актами законодательства;
нарушение государственным должностным лицом в личных, групповых и иных внеслужебных интересах установленного законодательными актами порядка рассмотрения обращений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц и принятия решений по вопросам, входящим в его компетенцию;
создание государственным должностным или приравненным к нему лицом препятствий физическим или юридическим лицам в реализации их прав и законных интересов;
делегирование государственным должностным лицом полномочий на государственное регулирование предпринимательской деятельности либо на контроль за ней лицу, осуществляющему такую деятельность, если это не предусмотрено законодательными актами;
нарушение государственным должностным или приравненным к нему лицом установленного актами законодательства порядка проведения конкурсов, аукционов, процедур закупок;
требование государственным должностным или приравненным к нему лицом предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи, а равно нарушение государственным должностным или приравненным к нему лицом порядка ее предоставления, получения и использования, установленного актами законодательства.
Совершение указанных правонарушений влечет за собой ответственность в соответствии с законодательными актами.
Коррупционные правонарушения
Коррупционными правонарушениями являются:
вымогательство государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц в обмен на любое действие или бездействие при исполнении служебных (трудовых) обязанностей;
принятие государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц в обмен на любое действие или бездействие при исполнении служебных (трудовых) обязанностей, кроме предусмотренной законодательством оплаты труда;
предложение или предоставление государственному должностному или приравненному к нему лицу либо иностранному должностному лицу имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц в обмен на любое действие или бездействие при исполнении служебных (трудовых) обязанностей;
действие или бездействие государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица при исполнении служебных (трудовых) обязанностей в целях незаконного извлечения выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц;
незаконное использование или умышленное сокрытие имущества, полученного государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом от любой деятельности, указанной в абзацах втором, третьем и пятом;
принятие государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом имущества (подарков), за исключением сувениров, вручаемых при проведении протокольных и иных официальных мероприятий, или получение другой выгоды для себя или для третьих лиц в виде работы, услуги в связи с исполнением служебных (трудовых) обязанностей;
осуществление государственным должностным или приравненным к нему лицом поездки за счет физических и (или) юридических лиц, отношения с которыми входят в вопросы его служебной (трудовой) деятельности, за исключением следующих поездок: служебных командировок; по приглашению супруга (супруги), близких родственников или свойственников; осуществляемых в соответствии с международными договорами Республики Беларусь или по договоренности между государственными органами Республики Беларусь и органами иностранных государств за счет средств соответствующих государственных органов и (или) международных организаций; осуществляемых с согласия вышестоящего должностного лица либо коллегиального органа управления для участия в международных и зарубежных научных, спортивных, творческих и иных мероприятиях за счет средств общественных объединений (фондов), в том числе поездок, осуществляемых в рамках уставной деятельности таких общественных объединений (фондов) по приглашениям и за счет зарубежных партнеров;
передача государственным должностным лицом физическим лицам, а также негосударственным организациям бюджетных средств или иного имущества, находящегося в государственной собственности либо в собственности организаций, в уставных фондах которых 50 и более процентов долей (акций) находится в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц, если это не предусмотрено законодательными актами;
использование государственным должностным лицом в личных и иных внеслужебных интересах предоставленного ему для выполнения государственных функций имущества, находящегося в государственной собственности, если это не предусмотрено актами законодательства;
использование государственным должностным лицом своих служебных полномочий в целях получения кредита, займа, приобретения ценных бумаг, недвижимого и иного имущества;
мелкое хищение имущества путем злоупотребления служебными полномочиями.
Совершение указанных правонарушений влечет за собой ответственность в соответствии с законодательными актами.
Памятка "Что такое взятка?"
ЧТО ТАКОЕ ВЗЯТКА?
В настоящее время, сюда следует добавить и выгоды имущественного характера в пользу взяткодателя или представляемых им лиц.
Взятки условно делятся на явные и завуалированные.
Взятка явная – взятка, при вручении предмета которой должностному лицу взяткодателем, оговариваются те деяния, которые от него требуется выполнить немедленно или в будущем.
Взятка завуалированная – ситуация, при которой и взяткодатель, и взяткополучатель маскируют совместную преступную деятельность под правомерные акты поведения. При этом прямые требования (просьбы) взяткодателем могут не выдвигаться. Например, за общее покровительство по службе.
ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ ВЗЯТКОЙ?
Предметы – деньги, в том числе валюта, банковские чеки и ценные бумаги, изделия из драгоценных металлов и камней, автомашины, квартиры, дачи и загородные дома, продукты питания, бытовая техника и приборы, другие товары, земельные участки и другая недвижимость.
Услуги и выгоды – лечение, ремонтные и строительные работы, санаторные и туристические путевки, поездки за границу, оплата развлечений и других расходов безвозмездно или по заниженной стоимости.
Уголовная ответственность грозит не только за получение, но и за дачу взятки.