"Дашины секреты" - Азбука безопасности для родителей!

Как вести себя ребенку, если он потерялся? И как обучить его правилам поведения в самых разных ситуациях?

Каждый родитель должен научить своего ребёнка, как себя вести в самых разных случаях. Итак, если Ваш ребёнок понял, что потерялся.

 

Алгоритм действий:

  • Спокойно! Не паникуй. Успокой дыхание, ноги-руки. Скажи себе: стоп!
  • Стой на месте. Правило простое: ребенок стоит, взрослый его ищет.
  • Проси помощи. Обращаться можно к милиционеру, продавцу (кассиру), женщине с ребенком.

Этот алгоритм читается как речевка:

Спокойно/ Стой на месте,

Родителям звони/ Помощи проси

Милиционер, кассир, женщина с ребенком.

Чего делать нельзя:

  • Уходить с незнакомыми, садиться к ним в машину. Не соглашайся, даже если незнакомый тебе помогает: «Нет, я вас не знаю, я с вами не пойду! Позвоните моей маме, пожалуйста!». Уходить или уезжать с незнакомым нельзя.
  • Вообще уходить куда-либо! Нельзя пытаться самому добраться до дома или самому идти искать родителей.

Важный момент: когда ребенок просит незнакомого позвонить родителям. Если это злоумышленник, он может обмануть: сказать, что позвонил и сейчас отведет к маме. Поэтому ребенок должен сам разговаривать по телефону или громкой связи! Или обратиться за помощью к другому человеку.

Дополним наш стих:

Спокойно/ Стой на месте,

Родителям звони/ Помощи проси

Милиционер, кассир, женщина с ребенком.

Ни с кем не уходи.

Речевку можно выучить по дороге, пусть она будет воспроизводиться на автомате.

Как просить о помощи? Слова, которые ребенок должен заучить наизусть и уметь сказать:

  • «Я потерялся, позвоните, пожалуйста, моей маме!»
  • «Я вас не знаю, я с вами не пойду! Позвоните моей маме, пожалуйста!».
  • Ребенок должен знать номера телефонов родителей наизусть! Начинайте заучивать ваши номера с ребенком с 3 лет!

Профилактика: 

  • Ваш телефон должен работать всегда.
  • Перед выходом в дорогу, в лес, в места скопления народа сфотографируйте ребенка на телефон. Показать фото в миллион раз эффективнее, чем сбивчиво со слезами описывать внешность.
  • Обеспечьте связь: сами проверяйте уровень заряда детского телефона и деньги на счету. Лет с 3-5 ребенку можно класть в карман кнопочный телефон с быстрым набором одной кнопкой.
  • Положите ребенку в карман записку с номерами телефонов родителей — без имен и адресов! Ребенок должен знать о записке и понимать, зачем она нужна.
  • Копеечный свисток может спасти вашему ребенку жизнь в толпе или в лесу. Положите его в карман ребенка и научите пользоваться. Почему не в рюкзак? Потому что в толпе, особенно движущейся, особенно, если руки в рукавичках, достать свисток из рюкзака будет не очень просто.
  • Хорошо, если у ребенка в рюкзаке всегда будут вода и печенье/конфеты.
  • В толпе и транспорте держите ребенка за руку — крепко за запястье. Не он вас держит, а вы его.
  • Перед входом в торговый центр или парк повторите речевку-алгоритм, напомните ребенку про телефон, про бумажку с номерами телефонов родителей.
  • Покажите ребенку людей, к которым можно обратиться: кассиров, охранников, милиционер.
  • Со школьником договоритесь о месте, где вы встретитесь, если потеряетесь. Ориентир выбирайте повыше — ребенок должен его увидеть с высоты своего роста.
  • Сделайте семейным правилом всегда звонить друг другу и сообщать, где вы и с кем, когда вы выходите и когда придете. Когда ваш ребенок подрастет, он будет делать так же.

Что нужно знать родителям

Вы с ребенком оказались в толпе.

Это одно из самых опасных мест – в толпе и взрослого могут задавить. Если прижаться к колонне, столбу, стене, перилам — шансов уцелеть больше.

  • Научите ребенка найти рядом опору и стоять, держась за нее. Если опоры нет, нужно сразу громко кричать или дуть в свисток.
  • Если толпа движется, иди вместе с толпой до свободного места! Попытки выбраться из движущегося плотного потока людей часто заканчиваются тем, что ребенок падает... Если толпа уходит, например, от пожара, это может плачевно закончиться.
  • Если в толпе упал, нужно хвататься за одежду впереди идущего взрослого и кричать: «Я потерялся, помогите мне, позвоните моей маме!»

Вы с ребенком пришли в торговый центр, аэропорт, на вокзал.

Эти места нашпигованы камерами видеонаблюдения, тут найти ребенка легко.

  • Если ребенок потерялся, сразу обращайтесь на стойку информации или к охраннику;
  • Ищите сами: зовите по имени, показывайте прохожим фото на телефоне;
  • Если поиски безуспешны через 10-15 минут, звоните 112.
  • Не ругайте ребенка, когда он найдется.

Вы оказались в парке, на улице, в чужом городе.

  • На прогулку в парк лучше надеть что-то яркое и на себя, и на ребенка. Действия те же, что в торговом центре, только в милицию звонить нужно сразу. Сразу! — не ждать и не бояться побеспокоить.

В чужой стране действуем по стандартному алгоритму плюс:

  • показываем ребенку местных продавцов, охранников, полицейских;
  • надеваем ребенку браслет на руку или кладем записку в карман с текстом на местном языке «я потерялся, позвоните, пожалуйста, моим родителям» и адресом гостиницы.

Вы едете в транспорте

Ребенок уехал, а вы остались. Или вы вышли, ребенок уехал. Эта ситуация выглядит страшно, но обычно легко решается.

  • Принцип тот же: ребенок стоит, взрослый двигается. Остался на остановке — стой, мама вернется. Уехал один — выходи на ближайшей, стой и жди, мама найдет.

Вы с ребенком поехали на природу: в лес, на речку или озеро.

  • Кто-то в городе должен знать, где вы находитесь и когда должны вернуться.
  • Обязательно нужно одеться самому и одеть ребенка ярко! Не надо надевать камуфляж, он не виден.
  • У ребенка в рюкзаке должны быть: вода, еда, спички, соль, свисток, яркий полиэтиленовый пакет, заряженный телефон.
  • Если ребенок потерялся — он не должен искать дорогу сам. Объясните это ему. 
  • Также нужно рассказать, что нельзя есть незнакомые ягоды и грибы, нельзя подходить к водоемам.
  • Стучать по дереву палкой лучше, чем кричать.
  • Внимание, если ребенок потерялся на природе — уходить с незнакомыми МОЖНО.

ВАЖНО! В полиции не имеют права отказать вам в приеме заявления, сколько бы часов ни прошло с момента пропажи ребенка.

Какие еще случаи нужно предусмотреть

Зима. Ребенок сел не на тот автобус, денег нет, а телефон сел

  • Нужно максимально утеплиться: закутаться в шарф, поднять воротник, натянуть шапку. Если замерз, зайти в магазин.
  • Обратиться за помощью к полиции или прохожим, лучше к женщине. 
  • Дождаться обратного рейса автобуса. Объяснить водителю или кондуктору ситуацию. Сказать четко: я потерялся, помогите, позвоните, пожалуйста, моим родителям.

Ребенок забыл дома ключи и телефон.

Это одна из самых частых причин для волнений. Ребенок ушел из школы, а домой не пришел — детский сотовый и домашний телефоны не отвечают. 

  • Заранее объясните ребенку, куда и к кому можно обратиться за помощью, чтобы позвонить родителям и чтобы не сидеть до вечера под дверями квартиры.
  • Объясните ему, что можно вернуться в школу, если школа рядом с домом, и попросить позвонить маме оттуда.
  • К соседям можно стучаться, если вы в них абсолютно уверены! 
  • Если возле дома есть офисы и отделение банка, отличный вариант— зайти в них и сказать: «Я потерялся, позвоните моей маме, пожалуйста».
  • Можно зайти в ближайший крупный магазин и попросить охранника или продавца-кассира позвонить маме.
  • Можно во дворе дома попросить о помощи женщину с ребенком, слова те же: «Я потерялся, пожалуйста, позвоните моей маме!»

Еще несколько полезных рекомендаций:

  • Отрабатывайте с ребенком кейсы, как будто он потерялся — это полезно и ему и вам. Тренируйтесь. С маленькими хорошо воспроизводить разные ситуации на игрушках.
  • Учите ребенка лет с двух-трех просто стоять на месте и ждать.
  • Учите просить о помощи, отрабатывайте стандартные фразы. Ребенок должен знать, что взрослые не хотят связываться с попрошайками. Значит, надо сразу дать понять, что ты не попрошайка — говори четко и по делу.
  • Ребенок должен быть готов к тому, что окружающие могут отказать в помощи, могут оказаться злыми, бездушными, грубыми. Значит, нужно не плакать, а искать того, кто поможет.

И не забывайте про позитивное подкрепление! Если ребенок все же потерялся, но счастливо нашелся и вы его успокоили, обсудите с ним, что и как он делал и что делали вы, и обязательно похвалите (поблагодарите) за то, что он делал все правильно! Ошибки не критикуйте, а обсудите.

 Педагог-психолог Ю.А. Лепешко

свернуть

Номера телефонов службы экстренной психологической помощи в Республике Беларусь

 

 

Брестская область: г. Брест 80162 255727 (круглосуточно)

 

Витебская область: г. Витебск 80212 616060 (круглосуточно)

 

Гомельская область: г. Гомель 80232 315161 (круглосуточно)

 

Гродненская область: 80152 39-83-31 (круглосуточно), 80152 39-83-28 (круглосуточно)

 

Могилевская область: г. Могилев 80222 71- 11-61 (круглосуточно)

 

г. Минск: для взрослых 8017 3524444 (круглосуточно), 8017 3044370 (круглосуточно)

 

для детей 8017 2630303 (круглосуточно), 8-801-100-1611 (круглосуточно) Республиканская «Детская телефонная линия»

 

Минская область: 8017 270-24-01 круглосуточно, 8029 899-04-01 круглосуточно

свернуть

Избежать насилия можно, но для этого необходимо помочь ребенку усвоить «Правило пяти «нельзя»:

 

 

  • Нельзя разговаривать с незнакомцами на улице и впускать их в дом.

 

  • Нельзя заходить с незнакомыми людьми в подъезд, лифт, лес и другие нелюдные места.

 

  • Нельзя садиться в чужую машину.

 

  • Нельзя принимать от незнакомых людей подарки (конфеты, мороженое, игрушки и др.) и соглашаться на их предложение пойти к ним домой или еще куда-либо.

 

  • Нельзя задерживать на улице одному, особенно с наступлением темноты.
свернуть

ПАМЯТКА для родителей по профилактике сексуального насилия в отношении несовершеннолетних

Сексуальное насилие это вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовольствия или выгоды.

Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.

Родители должны обращать внимание на следующие особенности в поведении ребенка, которые могут свидетельствовать о сексуальном насилии по отношению к нему:

  • внезапная замкнутость, подавленность, изоляция, уход в себя;
  • сильная реакция испуга или отвращение в связи с физической близостью определенного взрослого;
  • отказ ребенка раздеться, чтобы скрыть синяки и раны на теле;
  • демонстрация «взрослого» поведения, интерес к вопросам секса;
  • ребенок много времени проводит в семье знакомых, одноклассников, соседей, не стремится домой после школы;
  • прогулы занятий       в учреждении образования, внезапное изменение успеваемости.

Постройте с ребенком теплые, доверительные отношения! Часто в беду попадают именно те дети, которым дома не хватает любви, ласки и понимания.

        Если случилась беда, обратитесь за профессиональной консультацией специалиста (психологической, правовой, медицинской).

        Во всех областях республики и в г. Минске создана и     функционирует служба «Экстренной психологической помощи по «Телефонам доверия».

Помощь оказывается высококвалифицированными специалистами в области психологии и психотерапии бесплатно и анонимно.

Сексологическую помощь в системе здравоохранения республики осуществляют учреждения, связанные с охраной психического здоровья. Помощь оказывает врач-психиатр—нарколог или врач-психотерапевт, прошедший повышение квалификации по сексологии.

свернуть

Где кататься детворе?

На спортплощадке во дворе! Нет машин, асфальт прекрасный, Там и ездить безопасно. Велик, ролики, скейтборд... Это все дворовый спорт.
развернуть

Причины детского дорожно-транспортного травматизма.

Неумение наблюдать.

Невнимательность.

Недостаточный надзор взрослых за поведением детей.

Рекомендации родителям по обучению детей правилам дорожного движения

При выходе из дома.

Если у подъезда дома возможно движение, сразу обратите внимание ребенка, нет ли приближающегося транспорта. Если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, приостановите свое движение и оглядитесь - нет ли опасности.

При движении по тротуару.

Придерживайтесь правой стороны.

Взрослый должен находиться со стороны проезжей части.

Если тротуар находится рядом с дорогой, родители должны держать ребенка за руку.

Приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом машин со двора.

Не приучайте детей выходить на проезжую часть, коляски и санки везите только по тротуару.

Готовясь перейти дорогу

Остановитесь, осмотрите проезжую часть.

Развивайте у ребенка наблюдательность за дорогой.

Подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра дороги. Остановку для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобилей.

Учите ребенка всматриваться вдаль, различать приближающиеся машины.

Не стойте с ребенком на краю тротуара.

Обратите внимание ребенка на транспортное средство, готовящееся к повороту, расскажите о сигналах указателей поворота у машин.

Покажите, как транспортное средство останавливается у перехода, как оно движется по инерции.

При переходе проезжей части

Переходите дорогу только по пешеходному переходу или на перекрестке.

Идите только на зеленый сигнал светофора, даже если нет машин.

Выходя на проезжую часть, прекращайте разговоры.

Не спешите, не бегите, переходите дорогу размеренно.

Не переходите улицу под углом, объясните ребенку, что так хуже видно дорогу.

Не выходите на проезжую часть с ребенком из-за транспорта или кустов, не осмотрев предварительно улицу.

Не торопитесь перейти дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, нужный автобус, приучите ребенка, что это опасно.

При переходе по нерегулируемому перекрестку учите ребенка внимательно следить за началом движения транспорта.

Объясните ребенку, что даже на дороге, где мало машин, переходить надо осторожно, так как машина может выехать со двора, из переулка.

При посадке и высадке из транспорта

Выходите первыми, впереди ребенка, иначе ребенок может упасть, выбежать на проезжую часть.

Подходите для посадки к двери только после полной остановки.

Не садитесь в транспорт в последний момент (может прищемить дверями).

Приучите ребенка быть внимательным в зоне остановки - это опасное место (плохой обзор дороги, пассажиры могут вытолкнуть ребенка на дорогу).

Рекомендации по формированию навыков поведения на улицах

Навык переключения на улицу: подходя к дороге, остановитесь, осмотрите улицу в обоих направлениях.

Навык спокойного, уверенного поведения на улице: уходя из дома, не опаздывайте, выходите заблаговременно, чтобы при спокойной ходьбе иметь запас времени.

Навык переключения на самоконтроль: умение следить за своим поведением формируется ежедневно под руководством родителей.

Навык предвидения опасности: ребенок должен видеть своими глазами, что за разными предметами на улице часто скрывается опасность.

Важно чтобы родители были примером для детей в соблюдении правил дорожного движения.

свернуть

4 причины установить мобильное приложение "МЧС БЕЛАРУСИ: ПОМОЩЬ РЯДОМ"

картинкаМЧСПОм.рядом

 

  1. Быстрая ориентация в нестандартных ситуациях. Например, разбили градусник, произошло ДТП, увидели горящий лес, на улице гроза и т.п.
  2. Спасатели встроили в программу оповещение о неблагоприятных и опасных явлениях. Пользователи приложения будут получать своевременное оповещение, основанное на штормовых предупреждениях Гидрометеоцентра.
  3. Еще одной немаловажной функцией стала кнопка звонка в МЧС «112». Спасатели реализовали вариативность звонков – добавили возможность не только соединения с МЧС, но и отправки смс или звонков на заданный номер – например, врачу или родным.
  4. В приложении появился раздел "Первая помощь", оснащенный аудиоподсказками действий по оказанию первой помощи.
 

Рекомендуем Вашему вниманию мобильное приложение «МЧС Беларуси: помощь рядом», которое размещено на сайте МЧС Республики Беларусь:  

https://mchs.gov.by/mobilnoe-prilozhenie-mchs-belarusi-pomoshch-ryadom/

 

свернуть

Безопасность детей на дороге!!!

Рекомендации для родителей:

1. При движении по тротуару:

- придерживайтесь правой стороны тротуара;

- не ведите ребенка по краю тротуара: взрослый должен находиться со стороны проезжей части;

2. Готовясь перейти дорогу:

- остановитесь или замедлите движение, осмотрите проезжую часть;

- привлеките ребенка к наблюдению за обстановкой на дороге;

- подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра улицы, остановку для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобилей;

- учите своего ребенка различать приближающиеся транспортные средства;

- не стойте с ребенком на краю тротуара, так как при проезде транспортного средство может зацепить, сбить, наехать задними колесами;

- неоднократно показывайте и объясняйте ребенку, как транспортное средство останавливается у перехода, и как оно движется по инерции.

3. При выходе из дома:

-всегда сразу обратите внимание ребенка на движение транспортных средств у подъезда и вместе посмотрите, не приближается ли к вам автомобиль, мотоцикл, мопед или велосипед;

- если у вашего подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, кустарники, закрывающие обзор, приостановите свое движение и оглянитесь нет ли за препятствием опасности.

4. При ожидании общественного транспорта:

- стойте всегда вместе с детьми только на посадочных площадках, а при их отсутствии на тротуаре или обочине.

5. При переходе проезжей части:

- переходите дорогу только по пешеходным переходам или на перекрестках по отмеченной линии зебре, иначе ваш ребенок привыкнет переходить где придётся;

- не спешите и не бегите; переходите дорогу всегда размеренным шагом;

- не переходите дорогу наискосок; подчеркивайте, показывайте и рассказывайте ребенку каждый раз, что идёте строго поперек улицы, что это делается для лучшего наблюдения за авто-, мото транспортными средствами;

- не торопитесь никогда переходить дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, родственников, знакомых. Не спешите и не бегите к ним, внушите ребенку, что это очень опасно;

- не начинайте переходить улицу, по которой редко проезжает транспорт, не посмотрев вокруг;

- объясните ребенку, что автомобили могут неожиданно выехать из переулка, со двора дома;

6. При посадке и высадке из общественного транспорта:

- выходите впереди ребенка, так как малыш может упасть, а ребенок постарше может выбежать из-за стоящего транспорта на проезжую часть;

- подходите для посадки к двери транспортного средства только после полной остановки: ребенок, как и взрослый, может оступиться и попасть под колеса;

- не садитесь в общественный транспорт в последний момент при его отправлении; особую опасность представляет передняя дверь, так как можно попасть под колеса транспортного средства;

- научите ребенка быть внимательным в зоне остановке особо опасном месте для него: стоящий автобус сокращает обзор дороги в этой зоне.

7. При движении автомобиля:

- приучайте своих детей сидеть в автомобиле только на заднем сиденье; не разрешайте никогда сидеть рядом с водителем, если переднее сиденье не оборудовано детским креслом;

- не разрешайте малолетнему ребенку во время движения стоять на заднем сиденье: при столкновении или внезапной остановке он может перелететь через спинку сиденья и удариться о переднее стекло;

- не разрешайте детям находиться в автомобиле без присмотра.

Памятка для родителей: Безопасные шаги на пути к безопасности на дороге.

-Что должны знать родители о своем ребенке?

В 3-4 года ребенок может отличить движущуюся машину от стоящей, но он уверен, что машина останавливается мгновенно.

В 6 лет- боковым зрением он видит примерно 2/3 того, что видят взрослые; не умеет определить, что движется быстрее: велосипед или спортивная машина; не умеет правильно распределять внимание и отделять существенное от незначительного.

В 7 лет- более уверенно может отличать правую сторону дорогу от левой.

В 8 лет- может мгновенно отреагировать на отклик и т. д. ; имеет опыт пешеходного передвижения на дороге; он так же активно осваивает основные навыки езды на велосипеде; умеет определять источник шума; устанавливать связь между величиной предмета, его удаленностью и временем (чем ближе автомобиль, тем он больше).

свернуть

Информационная безопасность детей

1 июля 2017 года вступил в силу Закон Республики Беларусь от 11 мая 2016 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь», согласно которому Закон Республики Беларусь «О правах ребенка» дополнен главой 4-1 «Защита детей от информации, причиняющей  вред их здоровью и развитию». В соответствии с дополнением, каждый ребёнок имеет право на защиту  от информации, способной оказать негативное влияние на его здоровье, физическое, нравственное и духовное развитие, в том числе на защиту от информации, побуждающей к нанесению телесных повреждений или самоубийству, описывающей средства или обстоятельства самоубийств» (статья 37-1)

В целях обеспечения защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, запрещается распространение информационной продукции в виде продукции средств массовой информации, печатных изданий, аудиовизуальных произведений, фонограмм, игр, в том числе игр с электронным дисплеем, компьютерных игр и программ на любых видах носителей, либо в виде информации, распространяемой посредством культурных мероприятий (далее – информационная продукция), без присвоения знака возрастной категории, представляющего собой звуковое и (или) визуальное предупреждения, указывающие на возрастную категорию детей, среди которых допускается распространение информационной продукции, за исключением случаев, когда наличие такого знака является необязательным в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь. Подобные запреты призваны защитить детей от негативных воздействий на их развитие.

Детская психика во многом не сформирована, у ребёнка ещё не заложено критическое восприятие информации. Серьёзную опасность представляет информация, которую дети черпают из Интернета. Ребёнок может натолкнуться на сайты знакомств для взрослых, клубы самоубийц, страницы различных религиозных сект и любителей наркотиков. Однако, сегодня едва ли не главным просветителем, закладывающим в сознание ребёнка поведенческие установки, стал телевизор.

Нужно ли и можно ли смотреть телевизор малышу? По этому поводу существуют разные мнения. Давайте разберемся, какую пользу может принести телевидение для ребенка и чем оно может быть для него опасно.

Конечно, нельзя полностью отрицать положительное влияние телевизора, как источника информации. Бесспорно, без просмотра мультфильмов, детских передач не обойтись. Они способствуют развитию ребёнка, формированию его мировоззрения, он лучше познает мир, узнает много нового. Кроме того, есть очень много интересных познавательных программ, которые не только развивают кругозор, могут с успехом применяться в учебном процессе. Но опять же, телевизионные передачи должны только лишь дополнять основной процесс обучения.

Все дети обожают смотреть мультфильмы. Для детского сознания мультфильм – не вымысел, а ожившая реальность и все герои действительно существуют, поэтому так сложно оторваться от голубого экрана. Без сомнения, события, происходящие в мультфильме, развивают воображение и мышление малыша, формируют его мировоззрение.  Персонажи любимых мультфильмов – друзья ребенка. Они учат его взаимодействовать с окружающим миром, формируют представления о добре и зле, учат справляться с трудностями. Дети всегда ассоциируют себя с главными героями (мультиков, фильмов, книг). Причем нередко они перенимают не только манеру поведения героя, но и его душевные качества. Поэтому очень внимательно относитесь к тому, что смотрит ваш малыш. Ведь есть немало мультфильмов с непривлекательными и опасными персонажами.

К сожалению, во многих современных мультфильмах не соблюдаются элементарные этические законы, такие сказки вредны для неокрепшего сознания крохи.

Мультфильм опасен для малыша, если:

  • главные герои ведут себя агрессивно, наносят вред окружающим (калечат или убивают друг друга, взрывают машины, поджигают дома);
  • персонажи демонстрируют опасные для жизни формы поведения (бегают по крышам, прыгают с высоты, едут на подножке скоростного поезда…);
  • неуважительно относятся к людям, животным, растениям;
  • плохое поведение героев никто не наказывает и не осуждает;
  • персонажи насмехаются над больными, беспомощными, стариками;
  • герои несимпатичны или откровенно уродливы.

Подобные мультики провоцируют неадекватное поведение малышей. Увы, полностью оградить ребенка от просмотра подобных мультфильмов не получится. Дети общаются в детском саду, на площадке и, конечно, обсуждают персонажей. Малыш почувствует себя «белой вороной», если будет не в курсе событий. Зато в ваших силах научить его отличать хорошие мультики от плохих. Обсуждайте с ребенком сюжет, объясняйте, что происходит с героями, анализируйте их поведение.

Выбирайте те, где главный герой борется за правду, защищает слабых. В большинстве своем мультфильмы советских времен – это настоящие энциклопедии дружбы, любви, взаимоуважения и взаимопомощи. В них пропагандируются вечные ценности. Дети хорошо воспринимают русские мультфильмы. Диснеевские же лучше ограничить, так как они слишком хаотичны. Ребенок не должен видеть фильмы ужасов и криминальные фильмы с насилием. Из ужастиков наиболее вредны фильмы-катастрофы, где показывают землетрясения, падения метеоритов и т. п. Малыш, увлеченный таким фильмом, перестает различать, правда это или вымысел.

Это что касается нравственной стороны вопроса. А как сказывается отдых перед телевизором на способностях и здоровье детей?

Телевизор - источник большого потока информации. В основном эта информация поступает в зрительной форме. Это большой объем. По своей емкости зрительный ряд намного превосходит другие способы подачи информации. По данным специалистов - 1 картинка заменяет 1000 слов. То есть два часа просмотра телевизора равносильно прочтению нескольких толстых книг. Это огромная перегрузка. Ребенок не в состоянии усвоить такой объем информации за короткий отрезок времени, он утомляется. Примеры этого мы видим постоянно. Наверное, каждый из нас замечал, что после просмотра телевизора наши дети рассеяны, жалуются на усталость, головную боль и т.д.

Еще одно важное отрицательное действие телевизора для детей - это влияние на развитие образной памяти и мышления. Пик ее развития приходится на младший школьный возраст. И если ее не развивать, и разрешать ребенку много времени проводить у телевизора, то в дальнейшем, возможности зрительной памяти будут минимальны. Дело в том, что способность длительно зрительно удерживать какую-либо картинку характеризует возможности нашей зрительной памяти. Чем дольше мы ее удерживаем, тем лучше наша память. При просмотре телевизора новый кадр гасит предыдущий. И происходит это все очень быстро, зрительная память при этом не тренируется. Наши дети очень много смотрят телевизор и именно с этим связано, что у многих из них образное мышление практически не развито.

Телевизор тормозит также развитие воображения. Когда ребёнок смотрит художественные фильмы, у него создается конкретный внешний образ героя. Формируется мнение, что этот герой может быть только такой, как он выглядит на экране. Это не дает возможности создать свой зрительный образ, на ребенка давит авторитет телевидения. А он очень велик. Считается, что то, что увидено с экрана все правильно и другого быть просто не может.

Малыши, которые проводят много времени у экрана, позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Неконтролируемый просмотр телепередач является одной из причин гиперактивности и возбудимости. Дети, которые смотрят телепередачи более двух часов в день, как правило, хуже учатся. Особенно тяжело им дается чтение. Совсем низкой успеваемостью отличаются те дети, которые проводят у экрана более четырех часов.

Основной канал восприятия у детей – кинестетический (двигательный). Звук и картинку мозг малыша обрабатывает быстрее, если ребенок двигается, исследует, манипулирует предметами. А этого даже самый яркий и эффектный мультик дать, увы, не может.

К тому же у малышей еще недостаточно зрелая нервная система, они не в состоянии долго удерживать внимание. Причем сам ребенок вряд ли отвлечется от увлекательного зрелища (хоть потом и будет капризничать от усталости), ведь картинка на экране завораживает.

Телевидение не требует обратной связи от зрителя. Ребёнок смотрит на экран, при этом он ничего не проговаривает и впечатление, что он все из просмотренного усвоил иллюзорно. Чтобы этого не происходило, после просмотра передачи надо обязательно обсуждать с детьми все увиденное.

Как уменьшить отрицательное воздействие телевизора?

  • Строго лимитируйте время пребывания ребенка у телевизора. Выбирайте короткометражные мультфильмы, а длинные или многосерийные смотрите в несколько заходов.
  • Кроме ограничения времени, родители должны запретить просмотр передач, где демонстрируются сцены жестокости и насилия.
  • Обсуждайте с ребенком увиденное.
  • Не заменяйте живое общение просмотром мультфильмов. К сожалению, сегодня мультфильмы исполняют роль теленяни. Малыш чувствует, когда родители включают телевизор, чтобы отдохнуть от него. Крохе важнее личное общение.
  • Читайте с ребёнком вслух. Это развивает образное мышление. При выразительном чтении также возникают зрительные образы. Важно еще и то, что при чтении ребенок устает намного меньше. Когда ребенок читает, он находится в творческом состоянии, так как в это время у него работают оба полушария мозга. Во время просмотра телепередач работает только одно полушарие, через какое-то время возникает утомление. Во время чтения происходит переключение работы одного полушария на другое. Утомление возникает намного позже. Чтение вслух развивает речь. При этом тренируется голосовой аппарат - мышцы лица - и голосовые связки. Текст запоминается лучше, так как участвует также и слуховая память. Даже читая про себя, обогащается словарный запас. Дело в том, что при чтении ребенок проговаривает текст про себя, чего не происходит при просмотре телепередач.

Конечно, нельзя выключить сразу все телевизоры или запретить детям смотреть телепередачи. Но надо следить, чтобы телевизор не являлся единственным источником развлечений, а тем более способом отдыха.

Нужно помочь детям проводить время более целесообразно, суметь найти другое занятие. Осознать негативное влияние телевизора. Научиться сравнивать. Надо научить ребенка постоянно узнавать что-то новое, сделать его жизнь насыщенной и богатой. Если ребенок постоянно сидит перед телевизором, это говорит о том, что ему нечем заняться.

Воспитатель дошкольного образования второй квалификационной категории 

Ломако Е.И.

свернуть

ВНИМАНИЕ - ОПАСНЫЙ ЛЁД!

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Не допускайте детей к реке, озеру без надзора взрослых, особенно во время ледохода.

Предупредите детей об опасности нахождения на льду при вскрытии реки или озера.

Расскажите детям о правилах поведения в период паводка, запрещайте им шалить у воды, пресекайте лихачество.

Оторванная льдина, холодная вода, быстрое течение грозят гибелью.

Помните, что в период паводка, даже при незначительном ледоходе, несчастные случаи чаще всего происходят с детьми.

Разъясните детям меры предосторожности в период ледохода и весеннего паводка.

 

Меры безопасности при таянии и разрушении льда

   Зима практически уступила место весне, погода стоит абсолютно нестабильная: утром шёл снег, в обед светило солнце, а по ночам лужи снова замерзают. И не только лужи. Снег оседает под солнечными лучами, становится талым.

   Но лед на реке все еще кажется крепким. Его покров все еще сковывает воду. Но это лишь на первый взгляд. Лед на реке тоже почувствовал приход весны. Приближается время весеннего паводка. Лед на реках становится рыхлым, «съедается” сверху солнцем, талой водой, а снизу подтачивается течением.

   Очень опасно по нему ходить: в любой момент может рассыпаться с шипением под ногами и сомкнуться над головой. Опасны в это время канавы, лунки, ведь в них могут быть ловушки – ямы, колодцы.

   Наибольшую опасность весенний паводок представляет для детей. Оставаясь без присмотра родителей и старших, не зная мер безопасности, так как чувство опасности у ребенка слабее любопытства, играют они на обрывистом берегу, а иногда катаются на льдинах водоема. Кое-кто из подростков умудряется ловить рыбу, находясь на непрочном льду. Такая беспечность порой кончается трагически.

Весной нужно усилить контроль за местами игр детей. В этот период ребятам не следует ходить на водоемы. Особенно опасны для жизни глубокие ямы и промоины, которые не всегда огорожены и обозначены предупредительными знаками.

   Поэтому в этот период следует помнить:

- на весеннем льду легко провалиться;

- перед выходом на лед проверить его прочность – достаточно легкого удара, чтобы убедиться в этом;

- быстрее всего процесс распада льда происходит у берегов;

- весенний лед, покрытый снегом, быстро превращается в рыхлую массу.

   Запрещается:

- выходить в весенний период на отдаленные водоемы;

- переправляться через реку в период ледохода;

- подходить близко к реке в местах затора льда, стоять на обрывистом берегу, подвергающемуся разливу и, следовательно, обвалу;

- собираться на мостиках, плотинах и запрудах;

- приближаться к ледяным заторам, отталкивать льдины от берегов, измерять глубину реки или любого водоема, ходить по льдинам и кататься на них (не редко дети используют всевозможные плавающие средства и бесхозные лодки, чтобы покататься по первой воде).

   Как спасти себя, если вы провалились под лед:

 -действуйте самостоятельно (не поддаваясь панике!);

-нельзя барахтаться и наваливаться всем телом на тонкую кромку льда (под тяжестью тела она будет обламываться);

-чтобы избежать тепло потерь организма, находясь на плаву, голову держите как можно выше над водой (известно, что более 50% всех тепло потерь организма, а по некоторым данным, даже 75% приходится на ее долю);

-попав в пролом воды, широко раскиньте руки, для того чтобы удержаться на поверхности и не провалиться под лед с головой;

-спокойно, не делая резких движений, старайтесь выбраться на поверхность в сторону более крепкого льда; для этого обопритесь локтями об лед и, приведя тело в горизонтальное положение, постарайтесь забросить на лед ту ногу, которая ближе всего к его кромке, поворотом корпуса вытащите вторую ногу и быстро выкатывайтесь на лед;

-без резких движений отползайте от опасного места в том направлении, откуда пришли; зовите на помощь;

-добравшись до безопасного места, избавьтесь от воды, пропитавшей одежду;

-если позволяет погода; есть возможность разжечь костер или рядом оказались люди; если ничего этого нет, то единственное, что вы можете сделать -это просто вываляться в снегу (снег впитывает излишки воды и способствует быстрому образованию ледяной корочки на одежде, которая будет защищать вас от продувания ветром).

   Как спасти провалившегося под лед:

-подходите к полынье очень осторожно, лучше подползти по-пластунски;

-сообщите пострадавшему криком, что идете ему на помощь, это придаст ему силы, уверенность;

-за 3-4 метра протяните ему веревку, шест, доску, шарф или любое другое подручное средство;

-подавать пострадавшему руку небезопасно, так как, приближаясь к полынье, вы увеличите нагрузку на лед и не только не поможете, но и сами рискуете провалиться.

   Как оказать пострадавшему первую помощь:

-пострадавшего надо укрыть в месте, защищенном от ветра, если есть возможность, снимите с него мокрую одежду, наденьте сухое, закутайте его в одеяло;

-если он в сознании, напоите горячим чаем, кофе; очень эффективны грелки, бутылки, фляги, заполненные горячей водой, или камни, разогретые в пламени костра и завернутые в ткань, их прикладывают к боковым поверхностям грудной клетки, к голове, к паховой области, под мышки.

-НЕЛЬЗЯ растирать тело спиртом, жирными мазями, снегом, интенсивно отогревать (горячий душ, ванна, жаркое помещение), давать алкоголь, этим можно нанести серьезный вред организму (он будет оказывать угнетающее действие на центральную нервную систему);

-если людей поблизости вас нет, то на берегу или в плавсредстве согревайтесь любыми способами: физические упражнения, огонь, обильное горячее питье, горячая пища; если нет возможности высушить мокрую одежду, не снимайте ее.

В случае экстренной ситуации и при необходимости проведения спасательных мероприятий, необходимо немедленно сообщить об этом по телефону службы спасения "101" или "112".

по материалам сайта https://mchs.gov.by/

свернуть

Действия при наводнении или паводке

Наводнение — это временное затопление значительной части суши водой в результате действий сил природы.

Наводнение может произойти в результате:

  • сброса воды с гидротехнических сооружений;
  • в быстрого таяния снегов, образования ледяных заторов;
  • обильных продолжительных осадков, либо кратковременных, но очень интенсивных;
  • нагонов воды с моря или больших рек на побережья и в устья рек сильным навальным ветром или приливом.

Наводнения (паводки) можно прогнозировать, а значит, принять предупредительные меры. С получением прогноза о возможном наводнении осуществляется оповещение населения с помощью сирен, через сеть радио- и телевизионного вещания, другими возможными средствами.

Получив предупреждение об угрозе наводнения (затопления), сообщите об этом вашим близким, соседям, окажите помощь престарелым и больным. В информации будет сообщено о времени и границах затопления, рекомендации жителям о целесообразном поведении и порядке эвакуации.

Перед эвакуацией для сохранения своего дома следует:

  • отключить воду, газ, электричество;
  • погасить огонь в печах;
  • перенести на верхние этажи (чердаки) зданий ценные вещи и имущество;
  • закрыть окна и двери, при необходимости забить окна и двери первых этажей досками или фанерой.

При получении сигнала о начале эвакуации необходимо быстро собрать и взять особой:

  • документы (в герметичной упаковке), ценности, лекарства;
  • комплект одежды и обуви по сезону;
  • запас продуктов питания на несколько дней, затем следовать на объявленный эвакуационный пункт для отправки в безопасные районы.

При внезапном наводнении до прибытия помощи необходимо как можно быстрее:

  1. Если затопление в селе или частном секторе, отогнать скот в безопасные места, отдаленные от зоны затопления.
  2. Занять ближайшее безопасное возвышенное место и быть готовым к организованной эвакуации по воде. Оставайтесь на нем до прибытия помощи.
  3. Принять меры, позволяющие спасателям своевременно обнаружить людей, отрезанных водой и нуждающихся в помощи:
    • в светлое время — вывесить на высоком месте полотнища (например, белое или цветное полотенце);
    • в темное время — подавать световые сигналы: разведите костер, зажгите фонарь, подавайте сигналы фонариком.

Отталкивайте шестом опасные предметы.

Если вода продолжает прибывать:

  • сделайте плот из подручных материалов;
  • эвакуируйтесь только тогда, когда уровень воды достигнет места, где вы находитесь;
  • управляйте плотом с помощью шеста;
  • плывите в ближайшее, безопасное место;
  • подавайте сигналы, позволяющие вас обнаружить.

Оказавшись в воде — держитесь за плавающие предметы, сохраняйте присутствие духа!

Если вода застала в поле или лесу:

  • необходимо выйти на возвышенные места, если нет такой возвышенности — забраться на дерево;
  • используются все предметы, способные удержать человека на воде (бревна, доски, деревянные двери, бочки, автомобильные шины и т. д.

В случае экстренной ситуации и при необходимости проведения спасательных мероприятий, необходимо немедленно сообщить об этом по телефону службы спасения "101" или "112".

по материалам сайта https://mchs.gov.by/

 

свернуть

«Правила безопасного катания с горок на тюбингах»

подробнее...

Правила безопасности для детей зимой

подробнее...

Ураган, буря, смерч - не стой на пути!

подробнее...

С АПИ- безопасность в каждый дом

подробнее...

ВНИМАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ! НЕДОПУСТИМО ОСТАВЛЯТЬ ДЕТЕЙ БЕЗ ПРИСМОТРА. ВЫ НЕСЕТЕ УГОЛОВНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ОСТАВЛЕНИЕ МАЛОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ В ОПАСНОСТИ

подробнее...

Детское автокресло - это безопасность вашего малыша

подробнее...

«Как научить ребенка правильному поведению при пожаре»

подробнее...

Волшебная книга МЧС

подробнее...

Основы детской безопасности

подробнее...